Наследие экс-губернатора Сергея Меняйло в Севастополе продолжает жить и плодоносить. Когда-то созданное им для своего пиара информагентство продолжает трусить уже нового губернатора на деньги.
С сентября прошлого года городские власти пытаются ликвидировать скандально известное региональное информационное агентство «Севастополь», созданное при правлении Сергея Меняйло.
Располагалось АНО «РИА «Севастополь» в здании на улице Ленина, 50, безвозмездно выделенном Сергеем Меняйло своему информагентству. Помещениями пользовались газета «Адмирал», выпуски которой в основном были посвящены информированию о деятельности экс-губернатора, и сайты, курируемые вице-президентом байк-клуба «Ночные волки» Феликсом Черняховским (экс-советник Сергея Меняйло по СМИ): «Новая политика», «Севастопольские рассказы», а таже украинский ресурс sannews.com.ua, наполнением которого занимается Игорь Долгополов, бывший пресс-секретарь Сергея Меняйло. Журналисты данных ресурсов работали и на РИА «Севастополь».
Основные их силы были брошены на дискредитацию команды народного мэра Севастополя Алексея Чалого.
Как уже писали «Примечания», за медиа-войну экс-губернатора с Заксобранием заплатил РНКБ: как минимум 35 миллионов рублей, перечисленных банком для РИА «Севастополь» за рекламу, были растрачены пиарщиками подвигов адмирала. Немалое участие в этом принял сайт «Информер» – только ему достались больше 10 миллионов рублей. В это время само информагентство копило долги по зарплатам и расчётам с другими предприятиями.
В начале апреля 2016 года информация о двухмесячной задержке зарплаты работникам информагентства вышла наружу, её подтвердил тогдашний замгубернатора Евгений Дубовик, курировавший в правительстве города внутреннюю политику. Он объяснил отсутствие выплат поиском внебюджетных источников финансирования.
Тогда же прокуратура Севастополя заявила, что медиа-ресурс задолжал двухмесячную зарплату 69 сотрудникам на сумму более четырёх миллионов рублей. Материалы прокурорской проверки были переданы в Следственный комитет, было возбуждено уголовное дело.
Пока шло расследование, в августе 2016-го года Сергея Меняйло на посту главы города сменяет Дмитрий Овсянников. Экс-губернатор улетает полпредить в Сибирь, оставляя позади все невзгоды.
Овсянникову полный долгов РИА абсолютно не нужен, ведь ему предстояли траты на собственный пиар-ресурс — телеканал ИКС. Благо, для ИКСа помощь банков не потребовалось. Несколько сотен миллионов рублей на телеканал спустят из севастопольского бюджета.
В сентябре начинается ликвидация РИА. Овсянников назначил ликвидатора и дал обещание решить вопрос до Нового года. Однако новоиспечённый руководитель предприятия не спешил погашать задолженность перед сотрудниками ресурса, говорят журналисты информагентства. Время шло, долг рос, деньги на счету предприятия, благодаря работе прокуратуры, копились, но никому ничего не выплачивалось. Да и не могло быть выплачено, так как, по словам наших собеседников, ликвидатор предприятия Алексей Громов оформил право подписи в банке практически через год — в августе 2017-го.
Устав ждать денег, часть сотрудников РИА подает иски в суд и выигрывают. Но денег им снова никто не выплачивает. Дождались они зарплат лишь к январю 2018 года. Помогла прокуратура, постановив выплатить 4,9 млн рублей долга перед 29 сотрудниками. Почему прокурор изменил цифру и 69 сотрудников превратились в 29 — неизвестно.
Но радость длилась недолго. Как оказалось, долги выплатили только тем сотрудникам, которые пошли в суд. И то — не все.
Те, кто решил дождаться без исковых заявлений из веры в справедливость, своих денег не получили, несмотря на официальное трудоустройство в РИА.
«Поскольку ликвидатор РИА «Севастополь» Алексей Громов так и не нашел времени для составления ликвидационного баланса, установить общую суммы задолженности предприятия перед своими сотрудниками (с учетом немалой суммы компенсации за задержку выплаты) не представлялось возможным, — говорят журналисты РИА. — Похоже, что никто ее и не собирался считать. Громов учитывал только сумму, которая сложилась из судебных решений. Судя по всему, именно ее он выдал за общую сумму задолженности по зарплате. И почему-то все ему поверили на слово. Учредитель - правительство Севастополя проверять эту информацию не стало».
По словам собеседников, без денег осталось около 30 человек. Это не только журналисты, но и технички, рабочие. Последние две категории работников попросту не захотели идти в суды из-за страха нервотрепки.
Зарплатный долг у сотрудников РИА копился два года. Помимо оклада с каждым днем растет и сумма компенсаций за просрочку выплат.
На данный момент по подсчетам собеседников долг учредителя РИА — правительства Севастополя — перед экс-сотрудниками достиг порядка 4 млн рублей.
Это очень приблизительная и неточная сумма. Точную должна установить трудовая инспекция.
Но это невозможно, ведь инспекция, подчиненная правительству, попросту не может найти, где же находится это РИА, аналогично подчиненное правительству. Дело в том, что после начала ликвидации информагентство сменило адрес. Теперь оно, согласно ЕГРЮЛ, находится в доме по адресу Ленина, 3. А это, как известно, здание севастопольского парламента.
«Как можно провести проверку, если нас нет?, — говорят собеседники. —Правительство присылает инспекцию по труду проверять РИА, она приходит по адресу, а там говорят, что нет у них никакого РИА. На Ленина, 50 тоже уже совсем другая организация (местный филиал ВГТРК). Нас нет».
Проблема с РИА «Севастополь» по-прежнему существует, и не только по неуплате налогов, но и по невыплате полной задолженности по зарплате с учетом компенсации за каждый день просрочки причем всем без исключения бывшим сотрудникам. А если учесть, что примерно 30 человек вообще не получили ни копейки, то, похоже, правительству города вновь придется обратиться к помощи резервного фонда или выставить на продажу имущество РИА «Севастополь», предполагают экс-сотрудники РИА. Правда, спасет ли сегодня положение сумма, полученная от его реализации, уже неизвестно.
Журналисты надеются на то, что эта ситуация наконец заинтересует какой-либо компетентный орган, тем более, что прецедент с возбуждением уголовного дела по факту невыплаты заработной платы уже есть. Тогда, в 2016-м, правда, срок невыплаты был чуть более 2 месяцев, а сейчас — плюс еще два года, но, почему-то ни о каком возбуждении дела не идет речь.
Следственный отдел по Ленинскому району СУ СК России по городу Севастополю более полугода рассматривает заявление о преступлении по факту невыплаты заработной платы, но не находит в действиях нынешнего руководителя организации никакого злого умысла.
Сам Громов подтвердил «Примечаниям», что большая часть выплат прошла только тем, у кого на начало работы ликвидационной комиссии были на руках исполнительные листы приставов по решениям судов. По его словам, так получилось из-за того, что Следком изъял документы и у комиссии не было трудовых договоров сотрудников РИА.
«Из тех пяти миллионов, которые выделило правительство, было оплачено по решениям суда 3,5 млн, а еще 1,5 — было оплачено сотрудникам, которые не подавали в суд, но они действительно работали и у нас были о них данные», — говорит Громов.
В то же время у ликвидатора своя точка зрения относительно экс-сотрудников РИА, которые заявляют о несправедливости и долгах правительства перед ними.
«У нас осталось три сотрудника, которые после выплат долгов продолжают ходить по судам и выигрывать все большие суммы, — говорит он. — Уволить я их на то время не мог, потому что когда им прекратили платить при АНО «РИА «Севастополь», они написали заявление о приостановлении деятельности, и теперь пока им долг не отдадут, имеют право подавать в суд, числиться на работе и получать зарплату».
Гениальность того, как три человека качают из правительства [читай — бюджета] деньги, доходит не сразу.
«Согласно Трудовому Кодексу человека, который написал заявление о приостановлении деятельности, можно уволить только тогда, когда ему будет полностью погашен долг, — поясняет Громов. — Но тут ситуация такая: как только с ними расплатились по первоначальному долгу, у них уже были заявления в судах о продолжении их рабочих отношений с РИА «Севастополь».
Просим Громова пояснить еще детальнее:
«Предположим, человек работал в РИА до мая 2016 года. В мае 2016-го в связи с тем, что не выплачивалась зарплата, он пишет заявление о погашении ему задолженности на момент этого самого мая 2016 года. Выиграл, получил решение суда, пошел к приставам, получил исполнительный лист».
В это время РИА окончательно завершает свою работу, рассказывает Громов.
«В сентябре появляется ликвидатор, то есть я. Пока суд да дело, комиссия начинает работать только в марте 2017 года. Человек видит, что работает комиссия, которая ищет деньги на ликвидацию долгов. Он пишет заявление, что на основании решения суда ему должны заплатить зарплату уже за новый период — с мая 2016 года по март 2017 года. Ведь, напомню, он продолжает числиться сотрудником — новую порцию денег ему по решению суда пока не отдали, потому что комиссия только-только начала работу. Он опять выигрывает, получает исполнительный лист».
Тем временем, по словам ликвидатора, его комиссия продолжает работать. В конце 2017 года она находит средства на погашение тех долгов, которые уже были в реестре на начало ее работы. Часть дает правительство, часть РИА выплачивает из собственных средств.
«То есть всем, кто работал там по май все было выплачено. Тем временем человек подает третье исковое заявление о том, чтобы ему выплатили зарплат уже на момент официального увольнения, потому что он работал и терпел лишения. А по факту РИА завершило вообще всю работу в мае 2016-го и работать они ну никак не могли. Люди получили полтора года зарплаты, фактически не работаю. Это сумма в районе 400 тысяч рублей на каждого. И в марте выплаты были. Но у них в суде опять очередные иски — теперь они требуют компенсации за задержку зарплаты в тот период, когда РИА уже не работало. Теоретически они могут играть в эту игру годами».
В то же время экс-сотрудники утверждают, что все это время они работали.
«Мы ходили на работу, помещение еще было, мы проводили инвентаризацию, нашли очень много аппаратуры. У нас также было много мебели. Только на аппаратуру сумма по инвентаризации составляла более 5 млн рублей. Были комплексы света, даже нераспакованные, компьютеры, пара камер приличных, дорогие штативы, монтажные станции. Плюс мебель. В общей сложности — это около 6 млн рублей по актам инвентаризации. На сегодняшний день куда все оборудование и имущество делось – достоверно не известно».
Журналисты недоумевают — почему нельзя было продать аппаратуру и расплатиться по всем долгам?
«Законодательство четко регламентирует процесс ликвидации, — поясняет Громов. — Сначала составляется реестр кредиторов, два месяца дается на подачу. В первую очередь выплачивается все физлицам, во вторую — налоги и сборы, в третью — контрагенты. Составляется реестр, публикуется, дается два месяца и если никто не выходит, то считается, что контрагент есть по закону. После этого начинается продажа и потом выплата. Если делать так, как прописано в законе, то сейчас денег бы не получил никто до окончания продаж. В связи с этим начались выплаты по исполнительным листам и срочным заявлениям. Оплатили сотрудников в первую очередь. И вот пока эти две очереди не будут нормально опубликованы, продажи начинать нельзя».
По словам Громова, помимо этих трех сотрудников больше никто не обращался к нему с претензиями.
Пояснил он и то, почему АНО «РИА «Севастополь» до сих пор не ликвидировано как страшный сон. Дело в том, что помимо зарплатных долгов существуют долги перед контрагентами. Громов отказался вдаваться в подробности, однако ранее мы уже сообщали, что как минимум 610 тысяч рублей с руководства РИА требовали охранное предприятие МВД России, предприятие «Почта Крыма» и редакция газеты «Слава Севастополя». Возможно этот долг до сих пор не может закрыть правительство, несмотря на достаточно небольшую сумму? По словам Громова, сейчас на эту тему идет переписка с чиновниками, но его контракт ликвидатора уже окончен.