Мы не хотим видеть хорошее? Хотим, ищем и порой находим поводы для позитива. Но и плитку, которая отваливается в парке им. Анны Ахматовой еще до сдачи объекта, и бетон, в которым заливают склоны Фиолента, и явное излишество фонтанов в парке Победы — нельзя не заметить.
Безвкусица и халтура во всем, что идет на замену обветшалому благородству Севастополя — это очень субъективное, но, судя по соцсетям и городским СМИ, уже массовое ощущение горожан. Недовольство города тем, как его пытаются преобразовать, выражается так часто и так активно, что власти уже не могут его игнорировать.
В этой ситуации пиарщики и чиновники, не привыкшие вникать в забрызганные бетоном и глиной детали, пытаются объяснять целесообразность перемен в их текущем формате. Первым в вынужденный диалог с городом по поводу его реконструкции вступил пиарщик из «Апостол-Медиа» Олег Беркович, который недавно возглавил департамент коммуникаций. Крещением для него стал миллиардный проект реконструкции Парка Победы, где один сомнительный подрядчик сменил другого, а сам проект, изобилующий циклопическими фонтанами, вызвал споры среди горожан.
Напомним, реконструкция этого места — дорогого и значимого для многих горожан — была затеяна без обсуждения с общественностью. Журналистам и общественникам сейчас приходится вникать во все детали этих проектов, изучать архивы технической документации — просто потому, что нет ни доверия, ни уверенности в том, что заказчики и исполнители расскажут правду, признают ошибки и попытаются их исправить.
Все объекты, которые находятся в стадии реконструкции, проектировались с 2016 года, затем проходили экспертизу, в 2017 году по ним были проведены торги на строительно-монтажные работы. То есть обсуждать проекты реконструкции Парка Победы, территории возле Георгиевского монастыря и сквера у Владимирского собора надо было еще год тому назад.
Но тогда мнение жителей города чиновники просто не слышали. На высказывания общественников и сейчас реагируют только после поднятого «хайпа» и публикаций в СМИ.
Если зайти на сайт правительства города, там можно найти раздел «Общественные организации». В нем есть два подраздела: развернутый и полный перечень ветеранских организаций и отдельным списком — другие общественные организации. Причем в этом списке числится только одно объединение - региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз садоводов России". Всех остальных просто не существует.
Уже сейчас, зная адресную программу строительства социальных объектов на 2019-2020 годы, можно прогнозировать возможную реакцию общественности на них. Спасательные станции на самых мелководных пляжах — проект, который наверняка вызовет много вопросов. Известно, что на Омеге это будет двухэтажное здание с автомойкой, слипами и боксами для ремонта.
Сейчас строительство на Омеге и Песочном как раз проектируется, правительство уже провело конкурсы и определило участки на пляжах. При этом информацию о том, где именно, на каком участке проектируют эту стройку, горожанам никто не озвучил.
Это значит, что через год-полтора Берковичу предстоит объясняться с общественностью уже не в Парке Победы, а на Омеге. Эта игра в догонялки продолжится до тех пор, пока в правительстве не поймут: жителей Севастополя нельзя просто ставить перед фактом начала работ по строительству или реконструкции важных для города объектов. Их нужно обсуждать с общественностью заранее, в деталях. Иначе накопившееся раздражение прорвется там, где не ждали.
Проклятье реконструкции, постигшее Севастополь, выражается не только в цветах плитки, качестве работ и количестве фонтанов — хотя и в этом тоже. За претензиями севастопольцев скрывается чувство неприятия того, что к городу относятся как к площадке для реализации масштабных задач, самая важная из которых — показать результат к 2020 году.
Севастопольцы любят свой город таким, каким он был. Мы видели, как ветшает его благородство, видели разруху и неумытость. Хотели чистоты и благоустройства, больше зелени и полива, хотели очистить город от засилья торговых киосков и установить освещение, ждали бережной реставрации того, что дорого многим поколениям. А получаем фонтанирующие амбиции, громадье сомнительных планов и хлипкий, а часто и безвкусный новодел.