Годовой отчет губернатора о деятельности правительства, который в заксобрании Севастополя ждали 12 марта, перенесен: глава местных единороссов Дмитрий Саблин объявил, что в этот день Дмитрий Овсянников отчитается перед правящей партией на ее площадке.
Там отчет наверняка будет принят менее критично — в отличие от депутатов заксобрания, Саблин пока просто не знает многих провалов правительства, если и владеет информацией, то не в деталях. Не исключено, что он его даже не читал, так как только четыре дня назад он заявил «Примечаниям», что партия не готова к «нулевым слушаньям».
Но перейдем к содержанию отчета, которое в отличие от интриг вокруг места слушаний, в Севастополе почему-то вообще никто не обсуждает. Хотя документ доступен на сайте заксобрания уже неделю.
Как-то мне довелось побывать на отчете Анатолия Пахомова, мэра Сочи. В прошлом году он отчитывался перед городом в Зимнем театре и попасть на это мероприятие могли и общественники, и горожане - как сообщали СМИ, там присутствовало около 1000 сочинцев. Формально это была открытая сессия городского совета под председательством спикера. Но таким образом глава города отчитался и перед представительным органом, и перед жителями города, и перед членами разных партий, и перед общественниками.
Возможно, выбор нейтральной, общегородской площадки для проведения открытой сессии заксобрания — это единственный способ найти компромисс и прекратить этот бесконечный фарс вокруг отчета о деятельности правительства за 2018 год. Наблюдать за этими интригами и разборками довольно забавно, можно даже ставки делать — кто перед кем в итоге отчитается. Но когда большие начальники города федерального значения - местные и пришлые -ведут себя как герои политического анекдота, становится уже не до смеха.
Тем более, что город давно ждет ответов на серьезные вопросы. И в отчете Овсянников их затрагивает — но как-то вскользь. Например, о ситуации вокруг КОС «Южные» в отчете сказано только это:
Если мы правильно понимаем эту уклончивую информацию, очистные будут достраивать по городской госпрограмме, а не по федеральной целевой. Это означает, что недостающие два миллиарда в 2022 году будут направлены из бюджета города, а не из федерального.
А вот так — тоже вскользь — Овсянников отчитывается о срыве сроков строительства объектов ФЦП в сфере здравоохранения. По данным губернатора, в случае с инфекционной больницей виновата госэкпертиза: долго рассматривают. Про больницу скорой помощи и онкологический диспансер — снова обещания.
Кроме ситуации вокруг объектов ФЦП, приведем еще несколько особо впечатливших нас цитат из отчета Овсянникова. О том, насколько эта статистика соответствует реальности, судите сами.
За 2014-2018 годы средняя заработная плата в городе Севастополе выросла в 2,3 раза и составила по итогам 2018 года 31,0 тыс. руб. (в 2014 г. - 13 400 руб.).
Без комментариев. Все сомнения в случае со «средней зарплатой» - это бестолковые заявления бестолковых людей, мы помним эти разъяснения губернатора.
Мы все же спросим — кто эти инвесторы, где находятся их новые предприятия?
Вот так, например, выглядят данные по участникам СЭЗ.
Мы не спорим - может, в Севастополе действительно появились 104 промышленных предприятия. Просто нам очень интересны эти истории успеха. Тем более, что пока встречается только информация о том, как часто в Севастополе инвесторы бывают обмануты.
Тот случай, когда промолчать невозможно — в сравнении с чем доступность записи детей в прошлом году повысилась в 3,5 раза? Как ее вычислили, эту доступность, если в системе «Доктор-92» талонов к узким специалистам для детей просто нет. Мы не раз публиковали скриншоты, доказывающие это.
Вот данные системы на сегодня — талонов нет ни на эту, ни на следующую неделю.
Помните, как в своем отчете за прошлый год Овсянников обещал открыть в сентябре 2018 года в Севастополе филиал медакадемии? Уже не обещает, просто констатирует дефицит кадров. Мол, жилье у нас дорогое, потому и врачей нет.
Кроме таких вот показателей роста, противоречащих реальности городской жизни, в отчете есть и та информация, которая не вызывает сомнений. Например, такая:
Это те результаты, которые очевидны. Особенно если посмотреть сверху, как на этом фото - новые троллейбусы идут один за одним.
Кроме изменений в общественном транспорте, можно привести и другие примеры: состояние сферы образования тоже меняется на глазах, в городе появилось несколько новых детсадов, идет активное строительство школ.
Но есть и откровенные попытки очковтирательства. В завершающей части отчета губернатор приходит к выводу, что по итогам прошлого года правительству удалось снять административные барьеры и снизить риски ведения хозяйственной деятельности в городе, а также построить эффективную систему государственного управления.
Как оценивать это утверждение про снятие административных барьеров, зная, что в Севастополе предприниматели порой готовы штурмовать правительство?
Если губернатор действительно думает, что все, что происходит сейчас в городе — это эффективная система управления, то это уже не повод для иронии.
И еще одна цитата, про следующие пять лет.
В 2019 году начался переходный этап реализации стратегии, который продлится до 2024 года. На эту пятилетку запланированы:
1) увеличение количества предприятий города, участвующих в выполнении приказов, размещаемых ВМФ России; (возможно, имелось в виду — заказов – ред.)
2) реализация активной промышленной и инвестиционной политики с применением механизмов ГЧП;
3) дальнейшее развитие городской инфраструктуры и рекреационного потенциала города;
4) ввод в эксплуатацию объектов ФЦП;
5) оптимизация структуры образовательной системы для подготовки и выпуска специалистов в соответствии с потребностями рынка труда.
В Севастополе все на виду: и реальные результаты, и столь же реальные провалы, и ошибки. Но похоже, Дмитрий Овсянников все еще не понял: как ни уклоняйся от прямого разговора, как ни прячь провалы за красиво подобранной статистикой, жители города с него все равно спросят. Не в парламенте, так в суде, где общественники обвиняют губернатора за бездействие и провал строительства объектов ФЦП.