Напомним, что взбудоражившая общественность лекция настоятеля киевского храма им. Агапита Печерского, телеведущего Андрея Ткачева появилась в апреле. На записи Ткачев заявляет, что современные женщины «обнаглели» и «распаскудились», а виноваты в этом мужчины, которые становятся подкаблучниками. Далее священник детально рассказывает, как можно исправить женщину.
«Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога… гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину, — говорит батюшка. — Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией. Не сможет — пусть не женится, пусть в монахи идет. Иначе баба будет им командовать. Он будет подкаблучником. Она им будет крутить, как хочет, истерики закатывать…».
Неоднозначная речь киевского проповедника вызвала неоднозначную реакцию — в том числе, в Севастополе. Кто-то сомневался, что в семье, где женщину «ломают через колено», могут вырасти нормальные дети, кто-то писал, что с карьеристкой действительно каши не сваришь.
Когда в поддержку Ткачева стали высказываться наши коллеги журналисты, не замеченные раньше в излишнем консерватизме, мы решили поговорить с авторитетным представителем местного благочиния.
О том, откуда растут ноги у феминизма и как мужчине не стать подкаблучником, «Примечания» спросили у известного в городе священника, настоятеля храма Вознесения Господня, протоиерея отца Бориса. Впрочем, разговор постепенно вышел за рамки заявленной темы.
С Андреем Ткачевым я знаком лично и уверен, что сам он жену не колотит, — говорит отец Борис. — Он миссионер, его задача — обнажить проблему таким образом, чтобы привлечь к ней как можно больше внимания. Есть такой прием в литературе — гиперболизация. Именно так и нужно воспринимать выступления отца Андрея. Но проблема, о которой он говорит, действительно существует. Если мужчина, приходя с работы, читает газету и пьет на диване пиво вместо того, чтобы решать семейные вопросы, то зачастую в этом виновата женщина, которая пытается встать во главе семьи.
В нашей стране феминизм — это издержка советского общества, когда появились детсады, в которых наших детей стали воспитывать чужие люди, а женщин послали трудиться на завод и укладывать шпалы. Впрочем, это глобальный процесс: сейчас все вызовы в мире направлены на уничтожение семьи. Так происходит потому, что семья — это остаток рая на земле, когда двое человек сливаются в единое целое и соприкасаются душами. Дьявол об этом знает и хочет этот осколок рая уничтожить. Отсюда вся эта борьба за равноправие, когда женщин учат быть по-мужски агрессивными и внушают, что, если они не работают, то они хуже мужчин. Из-за этого у нас неполные семьи, у мальчиков нет мужского примера перед глазами, а в школах семейной этике не учат, и они действительно растут подкаблучниками. Это такой замкнутый круг, когда одно цепляется за другое.
С женщиной, которая помешана на деньгах и карьере, в брак лучше не вступать. Настоящая работа женщины, в которой раскрывается ее красота — это супружество и материнство. Если женщина хорошая мать, то она ни в коем случае не может считаться хуже своего мужа. Просто мужчина — голова, а женщина — сердце, и сферы деятельности у них разные.
В идеале жена растворяется в детях, а муж обеспечивает и защищает семью. Да, в современном мире женщинам тоже часто приходится работать, но лучше, если это будет лишь вынужденной необходимостью. И даже в этом случае карьера жены не должна мешать воспитанию детей.
Женщина должна быть хрупкой, покладистой, чуткой. Если она будет во все влезать и давить на супруга, то со временем найдется та, которая заставит его почувствовать себя главой семьи. Само собой, сварливость жены не оправдывает прелюбодеяние, просто нужно лучше приглядываться друг к другу до брака и не жениться на той, что будет доминировать в семье.
Отец Андрей говорит, что женщины одеваются слишком откровенно, и это, в основном, действительно так, ведь задача жены — покрывать свое тело. Ее одежда должна не должна быть откровенной, но она должна быть скромно-красивой.
Иногда в церковь приходят молодые девушки, которые сразу перестают следить за собой и начинают копировать некий утрированный образ православной бабушки: платок на голову, невзрачная юбка в пол. Это тоже неправильно — не нужно превращаться в «церковную мымру».
Да, девушкам не стоит носить обтягивающие штаны и мини-юбки, чтобы не провоцировать мужчин на соблазн. В церкви говорят, что юбка выше колена обнажает бесстыдство души. А вот чуть ниже колена — пожалуйста, да и против каблуков я ничего не имею — каблуки ведь тоже бывают разные.
В Евангелии сказано: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Все мы оставляем в душе других людей след, и лучше, чтобы этот след не был греховным. Не соблазнить кого-то — это тоже помощь ближнему.
В послании апостола Павла к Ефесянам есть слова: «Да убоится жена мужа своего», так в православной традиции заканчивается венчание. Многие неправильно трактуют эти слова — мол, что это за вера такая, где одному человеку надо пресмыкаться перед другим. На самом деле ничего подобного Павел не утверждал. Просто муж — глава семьи, как Христос — глава церкви, а значит, мужчина должен жертвовать собой ради женщины так же, как это сделал Христос. И женщина будет бояться его потерять — ничего больше.
Вообще, семья — это всегда жертва. Многие этого не понимают, и их семейная жизнь превращается в постоянную попытку друг друга сломать. А если так, то это уже не любовь, а мимолетная влюбленность.
Цель брака — стать единым целым, поэтому до брака лучше не съезжаться: сперва надо научиться общаться по-дружески, чтобы понимать друг друга без слов. Со временем интимные отношения отходят на второй план и остается общение. Если двое не слышат друг друга, значит души их далеко друг от друга и вряд ли они будут счастливы.
Мужчины растут слабыми в неполной семье, но это не единственная причина. Плохо, если сыну не прививают ответственность. Это часто случается, если у супругов только один ребенок.
Такой ребенок может вырасти эгоистом, потому что для родителей он становится центром мироздания, маленьким Богом. Ему все позволяют, и, тем самым, учат только получать. А если он неспособен отдавать, то не сможет построить добрые отношения в собственной семье.
У каждого супруга своя сфера деятельности, и они не должны друг друга заменять. Никто не приголубит сына лучше матери, но никто не привьет ему волю лучше отца. Чтобы мальчик вырос мужчиной, отец должен быть строгим. В Библии сказано: «Кто жалеет розги, тот не любит сына своего». Порой дети садятся нам на шею, поэтому иногда с ними действительно нужно проявлять жесткость.
С женой же не нужно ни криков, ни ссор. Глава семьи показывает свой авторитет не словами, а делами, поступками и всей своей жизнью.