Десятилетиями свалка в Каменке, открывшаяся как временная еще при СССР, отравляла жизнь жителей расположенного рядом дачного массива. После распада Союза коллективные сады, превратились в места постоянного проживания. Закрыть опасный объект пытались еще при Украине, но без успеха. Жуткий запах от гор гниющего мусора стал визиткой местных окрестностей на долгое время.
После вступления Крыма в Россию выяснилось, что свалка не соответствует ни одной законодательной норме РФ. В 2017 году ее все же «запечатали», разрешив завоз только строительного мусора. Но закрытие оказалось формальным: под видом стройматериалов сюда продолжали свозить бытовые отходы, чтобы не тратить топливо на путь к полигону в Белогорском районе и не платить за перевес. Тяжеловозы курсировали по Каменке днем и ночью, у кого не было возможности завозить мусор на саму свалку - выгружали его в окрестностях.
Бизнес на мусоре приносил теневым дельцам и их крыше неплохие дивиденды. В отличие от Белогорского района, здесь не было ни весового контроля, ни каких-либо других ограничений: ведь официально объект был законсервирован. Единственное, к чему пришлось приспособиться «черным мусорщикам» — сделать так, чтобы на их грузовиках не было никаких опознавательных знаков.
В итоге за время так называемого «табу» тело полигона сильно разрослось в диаметре.
Фото: Екатерины Горелкиной
Спустя год откровенный вывоз мусора все же прекратили, а на рекультивацию выделили по Федеральной целевой программе более 1 млрд рублей. Заказчиком был департамент городского хозяйства Симферополя. Контракт достался ООО «СК Консоль-Строй ЛТД», входящему в орбиту интересов спикера парламента Крыма Владимира Константинова.
Средства должны были распределить в два этапа: в 2018 году – более 427 млн рублей, в 2019 – 649 млн рублей. Работы стартовали в августе прошлого года. Предполагалось, что они завершатся до конца 2019 года. Но подрядчик не успевает, говорит, не хватает денег.
При этом, говорят гражданские активисты Симферополя, на свалке долго не было забора, предусмотренного по проекту рекультивации. А когда ограждение появилось - выяснилось, что под рекультивацию попадет далеко не все тело полигона.
«Судя по границам забора вокруг полигона, огромная его часть осталась за границами рекультивации: это по 100-150 метров с каждой стороны, — рассказала «Примечаниям» активистка Екатерина Горелкина. — Полигон находится посреди поля: с одной стороны его подпирает лес, с другой центральная автомагистраль, а с двух оставшихся сторон — частная застройка. Вся территория поля вокруг полигона сплошной полосой завалена мусором, который еще в прошлом году нелегально свозили со всего города».
По словам Екатерины, сейчас мусорные завалы зарастают травой и, по всей видимости, рекультивировать их в рамках данного проекта не будут. Она отмечает, что до того, как установить забор, можно было сгрести экскаваторами навалы к центру полигона. Однако подрядчик этого не сделал, и теперь надо искать новые источники финансирования, чтобы вывозить мусор либо на другие полигоны, либо на этот же.
«У нас возникают вопросы — смысл было тратить на рекультивацию свалки больше миллиарда, если часть территории вокруг полигона остается заваленной мусором? Местные власти четко знали, что огромные территории вокруг свалки заражены, но они решили оставить то, как есть, — негодует Екатерина. — Это вопросу к прокуратуре и другим компетентным ведомствам».
В министерстве экологии Крыма заявляют, что вопросы по ликвидации мусора на окраинах Каменского полигона — прерогатива администрации Симферополя и к ликвидации привлечь экологическое ведомство можно лишь после того, как поступит заявка от чиновников. В конечном итоге, даже если такая инициатива будет проявлена — это дополнительные расходы для бюджета, которые можно провести по статье по ликвидации стихийных свалок.
«Примечания» попытались выяснить в администрации города, почему в границу рекультивируемой территории не вошли все мусорные владения Каменки, но мэр Симферополя Наталья Маленко поздоровалась с нами, а услышав вопрос о полигоне в Каменке, перестала «слышать». Начальник департамента городского хозяйства Эльвира Евтухова также не взнесла в ситуацию никакой ясности, отказавшись комментировать ситуацию в телефонном режиме.
Тем временем в цивилизованных регионах России территории полигонов рекультивируют полностью. Это логичное «ноу-хау» применяют и на соседней Кубани. Но, невзирая на географическую близость, на принадлежность к одной и той же державе, на огромные финансовые потоки, полуостров продолжает выглядеть как немытый клочок недоцивилизации.