Пару месяцев назад департамент образования порекомендовал школам самостоятельно создать добровольные родительские дружины, которые совместно с педагогами и полицией будут патрулировать прилегающую к школе территорию и навещать так называемые «неблагополучные семьи», выявляя несовершеннолетних, находящихся в «социально-опасном положении». Многим тогда это показалось предновогодним розыгрышем. Но в середине февраля 2018 года департамент образования выпустил приказ, в котором утвердил положение о родительских патрулях (№143-П от 14.02.2018).
Согласно документу, на родительские патрули будет возложена функция профилактики детской безнадзорности, правонарушений и антиобщественного поведения несовершеннолетних. Входить в патруль будут педагоги и представители администрации школы, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних, бойцы добровольных народных дружин и сотрудники полиции.
Основной костяк — активные родители. Правда, в патруль возьмут не всех, а лишь тех, кто по своим моральным, деловым качествам и состоянию здоровья способен выполнять принятые на себя обязанности. Родителей с явными признаками психических расстройств, а также в состоянии алкогольного и наркотического опьянения в патрули включать запретили.
Чем же будут занимаются патрули? Обходить территорию вокруг школ, посещать места массового отдыха детей, смотреть, чем занимаются несовершеннолетние в вечернее время, проводить профилактические беседы.
«Это не карательный орган, - объяснила «Примечаниям» первый заместитель директора департамента образования Севастополя Светлана Кириленко. - Прежде всего, мы должны выяснить, где наши дети гуляют, чем занимаются.
Это в первую очередь профилактические мероприятия. Ведь как бывает: взрослые проходят мимо, а дети нецензурно ругаются... Если бы взрослые делали детям замечания — не только мамы и папы и учительница в школе — а любой взрослый, то возможно, этого бы не было».
По словам Кириленко, родителей к рейдам готовят. К тому же, сами по себе они на улицы не выходят, их сопровождают полиция и педагоги. «Не переживайте, просто так приставать к детям на улице никто не будет, - поясняет чиновница. – Но, если после десяти вечера патруль увидит на улице ребенка, тем более маленького, ему обязательно будет задан вопрос: «Почему ты еще не дома, мальчик?»
Однако, судя по положению, полномочия у родительских патрулей несколько выше. Например, они имеют право посещать семьи, сообщать родителям о противоправных или асоциальных действиях их детей, в том числе и публично — на классных или общешкольных родительских собраниях. Родительский патруль может делать замечания не только школьникам, но и родителям – чтобы «привлечь их к формированию законопослушного поведения детей».
Также патрули будут сообщать полиции о случаях физического, психологического или сексуального насилия в семьях, а директора школ обязаны после каждого рейда в течение 24 часов ставить в известность Комиссию по делам несовершеннолетних о выявленных детях и семьях, находящихся в социально опасном положении.
Севастопольские родители, обсуждающие нововведение на городском форуме, высказались против. Во-первых, выполнять общественную нагрузку им просто некогда: по вечерам они предпочитают заниматься своими, а не чужими детьми. Во-вторых, документ, изданный департаментом, автоматически ставит одних родителей выше других. Не имеющие специального педагогического, психологического и юридического образования «патрульные» будут учить родителей, как им воспитывать своих детей. К слову, наличие судимости не указано в положении в качестве причины отвода потенциального участника патруля.
Кроме того, опасаются форумчане, родительский комитет и администрация школы могут использовать патруль как способ давления на тех, кто не принимает «политику большинства» - не сдает взносы на ремонт и подарки, не участвует в добровольно-принудительных мероприятиях.
Светлана Кириленко заверила «Примечания», что сам по себе приказ администрацию школы ни к чему не обязывает. «Я сейчас боюсь ошибиться, но у нас в 27 школах, по-моему, уже работают родительские патрули, - пояснила Кириленко. - Это решение школы, мы не можем обязать родителей в свободное от работы время брать на себя общественную нагрузку».
Однако чиновница выразила уверенность, что рано или поздно все школы города подключатся к созданию родительских патрулей. «Это прекрасная форма работы, - заверила чиновница. - Пока о результатах говорить рано — мы только начали. Но они обязательно будут».
В свою очередь директора школ, где еще нет родительских патрулей, считают идею профанацией. В беседе с «Примечаниями» они отметили, что нововведение лишь прибавит работы социальным педагогам.
«Посмотрите, сколько документации: заверенный график, журнал учета рейдов, план работы, справки по итогам рейдов, ежемесячный отчет в департамент образования, ежемесячный отчет перед родительским собранием, - перечислила директор одной из севастопольских школ. - И этим всем по положению должен заниматься социальный педагог, у которого и так полно бумажной работы.
Раньше у нас завучи знали все о неблагополучных детях, теперь даже педагоги не могут переговорить с завучами по учебному процессу, потому что они только бумажки пишут и отчеты, половину которых надо было сдать «еще вчера». Скажите, когда нам детьми заниматься?» - спрашивает директор.
«Учителей не хватает, учителя загружены: уроки, журналы, проверка тетрадей и самостоятельных, отчеты, портфолио, - продолжает директор. - Когда им ходить в патрули? А родителям? Все деньги зарабатывают.
Мое мнение: освободите учителя от бумажной работы, и у него, как это было раньше, появится время на работу и с детьми, и с родителями. А такие вот приказы сверху — это чистой воды профанация. Все опять будет сведено к формальности».
Идею школьных патрулей чиновники от образования, видимо, подсмотрели на Украине. Во всяком случае, именно там в прошлом году торжественно возвестили о создании школьного патруля. От опыта Незалежной в Севастополе, конечно, принято открещиваться, но идентичность дури по обе стороны границы убеждает: мы, к счастью, все еще один народ.
Еще интереснее, что перед нами — очередная попытка государства свалить на плечи граждан свою функцию. Пару лет назад в ходе реформы образования россиян уведомили, что школа теперь лишь учит, но уже не воспитывает. Теперь, видимо, нам дают понять, что и правоохранители нас более не защищают. Кажется, еще немного, и чиновники, вслед за Симоном Кордонским, признаются, что у нас не выполняет своих функций ни один государственный институт, кроме коррупции. Поэтому учить себя мы должны сами, лечить сами, защищать сами.