На выходных в Севастополе прошел военно-исторический фестиваль «Русская Троя», организованный главой местной ячейки РВИО и директором Музея героической обороны Севастополя Николаем Мусиенко в пику раскрученному военфесту на Федюхиных высотах. С интерактивными площадками организатор справился на отлично. Здесь был показан быт солдат Крымской войны, проводились мастер-классы по ремеслам середины XIX века. Желающие могли осмотреть старинный перевязочный пункт.
Дети с удовольствием обучались каллиграфии, старательно скрипя перьями. Некоторые пробовали себя в гончарном деле. Единственный минус — мастер-классы на интерактивных площадках были платные — 250 рублей с человека.
Еще одни плюс фестиваля — по сравнению с Днем Исторического бульвара значительно меньше было народной самодеятельности. Вместо тетушек в кокошниках на сцене перед зданием музея вальсировали дамы в кринолинах и господа во фраках и цилиндрах.
Несмотря на периодически моросящий дождь, людей было немало. В основном туда шли прогуляться с детьми и сделать фото с реконструкторами, переодетыми в старинные одежды. Все ждали обещанной реконструкции боя Крымской войны.
Чуть ниже здания панорамы, в парке, музей сделал площадку и установил трибуны. Для ее создания вырубили деревья: па площадке в разных местах торчали пни.
Билеты на VIP места на трибуне стоили 300 рублей.
В основном в реконструкции боя участвовали курсанты Нахимовского училища, которых на фестиваль командировало руководства ВУЗа. Были и профессиональные реконструкторы: три белоруса из клуба «Минский пехотный полк», несколько представителей «Альмы», «Гераклеи», «Курского ополченца», в бою участвовал севастопольский клуб «КЛИО» и клуб «Рекрутское дело» - он обучает кавалерийским премудростям и правильному обхождению с лошадьми. Всего порядка 20 человек.
На двух укреплениях российской армии поставили было несколько пушек. Лагерь союзников обозначен не был. Реконструкторы в форме русской армии Наши палили из ружей и пушек в сторону союзников, которые располагались за чертой площадки. Форма немногочисленных курсантов, переодетых французами и англичанами, виднелась между деревьями парка.
Сама реконструкция была сильно затянута. Диктор был нуден до невозможности, хотя винить его в этом сложно: трудно комментировать «с перчинкой» если на площадке для реконструкции ничего интересного не происходит. Около полутора часов на поле боя с различной периодичностью происходили хаотичные взрывы на укреплениях русской армии. Реконструкторы в форме российских солдат периодически бегали от одной позиции к другой - видимо, чтобы создать хоть какое-то подобие военных действий.
Кульминация боя, как таковая отсутствовала вовсе. Причем взрывы и выстрелы были только со стороны российских солдат, а союзники по какой-то причине вообще не стреляли. Войска союзников на поле боя появились только через час. В итоге к середине шоу количество людей поредело вдвое не только на трибунах, но и около ограждения.
«Русская Троя» — это безусловно хорошо. Туристически привлекательное событие на рубеже ноября необходимо городу. Но сравнения «Русской Трои» с КВИФом трудно избежать, имея перед глазами пример зрелищной и профессиональной реконструкции, прошедшей чуть более месяца назад. Но монополия в бизнесе — это, как правило, плохо.
Директор местного Музея героической обороны и по совместительству глава городской ячейки Российского военно-исторического общества (РВИО) Николай Мусиенко накануне просил журналистов не сравнивать это шоу с раскрученным Крымским военно-историческим фестивалем (КВИФ) на Федюхиных высотах. Но сам при этом понимал, что обойтись без сравнений невозможно: ведь это именно он, Мусиенко, объявил КВИФу вендетту, сначала обвинив его участников в недостатке патриотизма, а потом попытавшись жестко подчинить местных реконструкторов себе.
Попытка РВИО монополизировать военно-историческую реконструкцию закончилась тем, что аффилированный с этой организацией Минкульт РФ лишил Федюхины высоты финансовой поддержки. Теперь Николай Мусиенко ждет, когда фестиваль конкурентов окончательно загнется и отказавшиеся ему подчиняться год назад реконструкторы придут с повинной. А пока этого не произошло, директор музея развивает на Историческом бульваре свой фестиваль, который полностью финансирует государство. По словам Мусиенко, на «Русскую Трою» ушло 9 млн рублей. Это практически столько же, сколько на Федюхины высоты, чей бюджет в 2017 году из-за демарша Минкульта упал вдвое. И это тоже повод для сравнения.
Музею героической обороны явно пора наладить диалог с реконструкторскими клубами города. Город уже привык к хорошим шоу и вряд ли будет ждать, когда курсанты Нахимовского училища вытянут фестиваль на заявленный международный уровень.