В Севастополе пожилым людям, находящимся в зоне риска заражения коронавирусом, помогает волонтерский штаб «Мы вместе» и общественная организация «Сердце Севастополя». Добровольцы приносят старикам, если те просят купить, продукты и лекарства, за которые деньги возвращают только по чеку. Штаб «Мы вместе» за счет пожертвований собрал продуктовые наборы, которые раздает бесплатно нуждающимся.
Но некоторые жители города не ценят помощь волонтеров, воспринимают ее как должное, из-за чего у добровольцев порой опускаются руки, рассказала «Примечаниям» руководитель «Сердца Севастополя» Анастасия Макеева.
«Кто-то расклеил объявления с нашим номером телефона, что мы якобы раздаем бесплатные наборы продуктов. Продуктовые наборы у нас — на экстренные случаи, и они никак не относятся к <штабу> «Мы вместе», ведь у нас есть свои подопечные — это для них, или (в крайнем случае) для тех, у кого совсем плохи дела. И нам многие звонят: «Я по телевизору видела, что Путин сказал, что мне должны». У людей все смешалось. Мы объясняем, что, во-первых, эти продуктовые пакеты к Путину не относятся. А во-вторых, нам говорят, что «вас обеспечивает правительство», я же объясняю: «Это неравнодушный предприниматель нам средства выделил, но они уже закончились». И в ответ слышу: «Вы обязаны», — сказала она.
Макеева также рассказала о том, что одна пожилая женщина заявляла, что у нее нет денег и не на что купить еду. А когда к ней на помощь приехали добровольцы, она вышла к ним, держа в руках последнюю модель «айфона», а в ее квартире, отремонтированной по последнему слову евроремонта, сидел родственник — 30-летний детина, который мог бы помочь бабуле продуктами.
«Был еще случай, — продолжила Анастасия Макеева. — Бабушка живет в Любимовке, там закрыли аптеку, и она попросила нас съездить за лекарствами и кормом для кошек. Мы отправили нашего паренька Диму. Он с проспекта Острякова поехал в Любимовку, купив лекарства и четыре вида корма. Я написала ему, что нужны корма для стерилизованных кошек, он подумал, что только один только корм должен быть для стерилизованных, а все остальные купил для обычных кошек. Что он в Любимовке ни выслушал! Она ему не хотела возвращать деньги, а ведь Дима не миллионер».
Было и такое, что вопреки помощи волонтеров, которые привозили продукты, пенсионеры нарушали режим изоляции, посетовала Анастасия. Например, добровольцы купили продукты бабушке и оставили их у двери, а позже увидели, как она сама вышла на улицу; на вопрос ребят: «Бабушка, а вы куда?» — она ответила: «За солью, я вам написать забыла, вы мне самое тяжелое донесли, а за солью я сама схожу».
Основные недопонимания между пенсионерами и волонтерами сейчас происходят из-за того, что пожилые люди звонят и требуют доставку продуктовых наборов, хотя не особо в них нуждаются. Такие обращения, к счастью, составляют лишь 10-15% от всех звонков в штаб волонтеров «Мы вместе», рассказал доброволец Станислав Крутянский.
«Кто-то распространил информацию, что продуктовые наборы положены всем и что чуть ли не государство за них платит <...>, — добавил Станислав. — Есть тяжелые случаи одиноких <стариков>, у которых нет молодых помощников, — им мы помогаем проднаборами. А есть странные, мягко говоря, которые говорят, что мы обязаны им везти, не понимают, что это волонтерское движение».
По словам волонтера организации «Сердце Севастополя» Юлии Шалавинской, есть пенсионеры, которые звонят общественникам без надобности, есть те, кто просто не замечают заботы волонтеров, но, к счастью, большинство хорошо относится к добровольцам и благодарит их за заботу.
«Было такое, что попросили купить хлеб и кусочек сыра. Ехать 20 километров по городу, чтобы привезти «под заказ» хлеб и кусочек сыра? Логика, видимо такая: «Все же пользуются, а чего бы нет? Мне ничего не надо, но пусть приедут». Есть такие ситуации», — поделилась Юлия.
Она рассказала, что как-то обежала все магазины и купила за свои деньги бабуле два пакета продуктов, но упустила важную деталь — не привезла хлебцы, потому что их не было в магазинах. На это бабушка отреагировала так: «Хлебцев нет — все было зря». На просьбу Юлии объяснить, что произошло, пенсионерка сказала только: «Хлебцев нет — все бессмысленно».
«Я к этому отношусь спокойно — кто знает, какими мы будем в таком возрасте... Но больше, конечно, положительных эмоций. Для нас норма, что люди нормально <к нам относятся>», — подытожила Юлия.