С Корабельной без драки не уехать

Корабельная сторона Севастополя превратилась в ловушку. Сесть в общественный транспорт здесь можно только на конечных — дальше он, забитый, катится без остановок. Из-за этого пассажиры вынуждены идти пешком к улице Матроса Кошки, где сходятся несколько маршрутов и есть хоть какая-то возможность уехать. Но утром в час пик даже за стоячее место здесь вспыхивают драки.
Борислав Кашихин , Надежда Исаева
14.06.2017

Жители Корабельной стороны планируют собирать подписи под обращением в правительство города с просьбой решить наболевшую транспортную проблему, сообщил «Примечаниям» экс-депутат Нахимовского муниципалитета Александр Ковалев.

После восьми часов вечера добраться до Корабельной стороны с проспекта Острякова практически невозможно, говорит он. После 20:00 интервал движения маршруток увеличивается до получаса, после 21:00 до Корабельной на общественном транспорте не добраться.

Кроме того, немногочисленные маршрутки, которые вечером движутся с огромным интервалом, часто сходят с маршрута: сворачивают около ТЦ «Океан» на улицу Николая Музыки и поворачивают на спуск Котовского. Как ехать с работы тем, у кого рабочий день заканчивается после девяти вечера?

Уехать утром с Корабельной стороны не менее сложно. Маршруты 17, 107, 110 и другие переполнены. По словам Ковалева, сложнее всего выбраться с улицы Горпищенко — маршрутка  №17 идет практически всегда переполненной, 107-й маршрут ходит очень редко даже днем. Чтобы сесть на транспорт, многие жители района в любую погоду идут пешком на остановку «Матроса Кошки»: там сходятся несколько маршрутов и больше возможности сесть. Но даже за стоячие места нередко возникают драки. Приходится ехать с пересадками: например, на 71-м или на 109-м. При ценах на проезд 18-20 рублей это бьет по карману рядового севастопольца.

Проблема — не столько в недостатке автобусов, сколько в остром дефиците водителей, объясняет «Примечаниям» Виктор Рыков, глава Севастопольского профсоюза перевозчиков. Время непрерывной работы водителя на общественном транспорте по закону ограничено, нужна еще одна смена — а водителей нет.

Автошколы в Севастополе водителей категории D не обучают, на украинских правах категории D работать уже запретили, а с материка водители не едут: зарплаты у местных водителей маршруток немногим больше 30 тысяч, на съемной квартире за эти деньги не проживешь.

Хорошо, что стоимость проезда разрешили поднять до 18-20 рублей, говорит Рыков — теперь хотя бы можно маршрутки содержать и думать о лизинге.

Еще одна причина транспортного коллапса — резкий рост численности населения и машин. Если раньше на Горпищенко одна маршрутка делала в день 6-8 рейсов, то теперь, по словам Рыкова, она делает четыре — из-за пробок.

Начальник отдела организации пассажирских перевозок департамента транспорта Алексей Аксенов подтверждает нехватку водителей категории D — особенно на 107-м и 17-м маршрутах и в ГУП «Севавтотранс». По его словам, эту общегородскую проблему должно решить открытие специализированной автошколы для водителей общественного траснспорта — ее в Севастополе планируют открыть в июле.

Пока же перевозчики вынуждены закрывать глаза на нарушения со стороны нерадивых водителей. «А те чувствуют себя безнаказанными, грубят, хамят, делают что хотят. Потому что понимают: их некем заменить. Он оставит ключи и кто вместо него будет этот автобус водить?» — разводит руками чиновник.

С перевозчиками, по вине которых автобусы не выходят на маршрут вовремя или вообще, тоже не все просто. Лишить перевозчика пятилетней лицензии на тот или иной маршрут власти могут только по решению суда, но по закону 220-ФЗ в суд чиновники могут подать, только если перевозчик не выходил на маршрут три дня и более. Но отследить такие нарушения можно не всегда.

«Если он на какое-то время не выехал час два, а мы услышали об этом через час или на следующий день, то мы никак не сможем это задокументировать и передать информацию в суд, — говорит Аксенов. — А если перевозчик не выходить на день, тогда уже совместно с транспортной инспекцией это все фиксируется, и есть основания передать в суд». В российском Севастополе такой судебной практики еще не было.

Департамент транспорта может воздействовать на перевозчика, только если введет дублирующий маршрут — а такие маршруты в городе не приживаются: перевозчик, боясь упустить прибыль, начинает выдавливать конкурента.  Кроме того, транспортная инспекция должна проводить рейды совместно с ГИБДД. 

«У нас вообще нет рычагов давления на перевозчиков, — сетует транспортный чиновник. — При таких дырах в законодательстве перевозчик получает право практически безнаказанно нарушать закон о перевозках все пять лет. Надо вносить поправки в наш местный закон Севастополя «О пассажирских перевозках». Мы сейчас работаем над этим, чтобы на уровне субъекта эту дыру в федеральном законодательстве ликвидировать».

В будущем департамент планирует добавить в Севастополе еще 20 регулируемых правительством маршрутов, на которых льготники смогут ездить бесплатно. Это будут маршруты из Казачьей, из 5-го микрорайона, с Корабельной стороны и других отдаленных районов. Перевозчиком будет ГУП «Севавтотранс». По словам Аксенова, все маршруты, которые сейчас обслуживает «Севавтотранс», станут регулируемыми  и льготными.

Это нововведение должны были ввести еще 1 мая, но, поскольку на перевод маршрутов необходимо 11 млн руб., а инициатива появилась в середине года, она не была внесена в бюджет города заранее. Однако в ближайшее время бюджет города скорректируют, и транспортное ведомство все же рассчитывает ввести новые регулируемые маршруты в этом году.

Еще одна проблема: утверждать льготные маршруты по какой-то загадочной причине не хочет департамент соцзащиты. Он же около трех лет отказывается компенсировать ряду коммерческих перевозчиков проезд льготников. Сейчас с Соцзащитой судятся ООО  «Евротранс» и ООО «Федчишен».

Правительство Севастополя  заключило контракт на 40 млн рублей с ОАО «НИИ автомобильного транспорта» («НИИАТ»), который изучит маршрутную сеть Севастополя, пассажиропоток, и в августе даст свое заключение в виде плана. После этого правительство пересмотрит маршрутную сеть.

Экс-депутат Александр Ковалев считает, что дело не только в количестве маршруток — если выпустить на улицы сотни маршруток, они просто забьют дорогу. Серьезно улучшить ситуацию может лишь общественный транспорт с большей вместимостью — троллейбусы или автобусы. Об их закупках рапортовало и правительство Меняйло, и правительство Овсянникова. Но где они?