Позавчера на брифинге для СМИ глава департамента капитального строительства Севастополя Михаил Демиденко подвел итоги года. Помимо футбольного поля чиновник рассказал о благоустройстве дороги в селе Полюшко, сдаче двух отремонтированных садов, капремонте лагеря Ласпи, а также полигоне ТБО и первой очереди образовательного центра в Казачьей, сданных еще в предвыборный период. Но самое главное — в ответе на вопрос корреспондента «Примечаний» наконец-то прозвучала информация о больнице скорой помощи. Ситуацию вокруг двух важнейших объектов ФЦП - онкодиспансера и больницы скорой помощи - власти давно предпочитают не комментировать, и вчера стало понятно, почему.
Сюрприз для губернатора
— Когда вы начнете строительство онкологического центра?
— У нас уже аванс на строймонтаж в этом году. То есть в декабре мы выйдем на площадку.
Этот диалог между Владимиром Путиным и Дмитрием Овсянниковым состоялся в августе, во время визита президента в Севастополь. Люди, осведомленные, что происходит в городе с объектами ФЦП и госпрограммы, уже тогда знали: это, мягко говоря, слишком оптимистичный прогноз, строительные работы в декабре точно не начнутся.
По иронии судьбы, первое громкое увольнение, сделанное тогда еще врио губернатора, было связано именно с онкодиспансером. После того, как 30 марта этого года на аппаратном совещании городского правительства было озвучено, что проект онкодиспансера не прошел экспертизу, Овсянников сделал вывод: начальник управления строительства Кирилл Никифоров с задачей не справился, пусть с завтрашнего дня найдет себе работу по плечу.
Через пару месяцев, в мае, Дмитрий Овсянников объявил на своей странице в фейсбуке: предпроектная документация онкодиспансера успешно прошла технологическую и ценовую экспертизу в Москве. В июне был объявлен конкурс на выполнение проектных работ, в сентябре заключили контракт с АО «Гипроздрав» - научно-проектным центром по объектам здравоохранения и отдыха. Срок выполнения проектных работ по контракту — 25 декабря 2017 года.
С 18 августа, со дня встречи губернатора с президентом, в ходе которой Дмитрий Овсянников проявил чрезмерный оптимизм и пообещал начать строительство к концу года, никто больше не вспомнил про этот объект, никто из чиновников не рассказал горожанам, как обстоят дела с проектированием онкодиспансера.
Бывший начальник управления строительства Кирилл Никифоров, кстати, нашел работу по плечу — он возглавил такую же структуру в администрации Симферополя. Без шума и пыли, без гонки за «опережающим проектированием» строит водопроводы, ливневку, заключает контракты на капитальный ремонт школ и детсадов. Среди проектов, над которыми он сейчас работает, например, строительство приюта для животных. В Севастополе о таком проекте, как и о социальном приюте для бездомных, пока только говорят.
Когда городу скажут правду?
Если изучить мероприятия федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года», то напрашивается не очень приятное для нашего города сравнение.
Отставание от графиков наблюдается и в Крыму, и в Севастополе. Но, к примеру, судьба двух крымских проектов в сфере здравоохранения — многопрофильных республиканских медицинских центров при городской больнице № 1 в Ялте и при "Крымской клинической больнице имени Н.А. Семашко" в Симферополе - известна и понятна. В Ялте медцентр уже построен, в Симферополе строительство объекта началось в сентябре этого года.
О двух севастопольских объектах - онкодсипансере и больнице скорой помощи вот уже год говорят только одно: сроки затягиваются. Сначала севастопольцы вместе с Владимиром Путиным получили заведомо неисполнимое обещание губернатора начать строительство онкодиспансера в декабре. К концу года про этот объект известно немного: проект разрабатывается, есть положительная динамика.
Зато наконец честно рассказали о проблемах с больницей скорой помощи. Сначала прозвучала информация о неосвоении 560 млн руб по этому проекту из-за срыва сроков подрядчиком.
«Примечания» сверились с таблицей предельного объема финансирования объектов ФЦП, 560 млн руб - это все, что было выделено в 2017 году по графе "Севастопольская больница скорой помощи". И вот недавно Михаил Демиденко в ходе своего отчета признал — этот проект стал «нашей болью».
Напомним, месяц тому назад на конференции регионального штаба ОНФ сенатор Совета Федерации от Севастополя Ольга Тимофеева заявила, что реализация проекта строительства больницы скорой медицинской помощи провалена.
На вопросы, возникшие после заявления сенатора, чиновники долго отказывались отвечать. Когда бывший руководитель строительного комитета питерского правительства Михаил Демиденко приехал в Севастополь, чтобы возглавить департамент капстроя, он оптимистично заявил, что применит здесь лучшие практики, наработанные в Санкт-Петербурге. Через полгода «Примечания» предложили г-ну Демиденко поговорить о состоянии дел - не общими фразами об удручающем состоянии проектной отрасли или о фирмах-жалобщиках, которые «валят» конкурсы севастопольского капстроя через ФАС - а предметно, по каждому объекту.
Соблюдает ли проектировщик график работ по онкодиспансеру, получит ли город в срок готовый проект, не ждет ли нас всех очередной сюрприз?
Еще один долгожданный объект здравоохранения — новый корпус городской инфекционной больницы на 200 мест. Известно, что «Гипроздрав» закончил этот проект еще в мае, сейчас он должен проходить экспертизу. Когда будет объявлен конкурс на строительные работы?
Были вопросы и по больнице скорой помощи. В марте этого года представители подрядчика - компании «СГМ груп» - заявили, что участок не подходит, и суммы, выделенной на строительство, недостаточно. К августу все вроде бы утряслось, замминистра экономразвития РФ Сергея Назарова даже возили на будущую стройплощадку. И вот директор департамента финансов Владимир Штоп недавно заявляет: подрядчик не соблюдает график, поэтому 560 миллионов бюджетных рублей остаются неосвоенными. Когда будет расторгнут договор с подрядчиком, получит ли эта история продолжение в суде?
Прямого и предметного разговора так и не состоялось – департамент общественных коммуникаций правительства города отказал нам в интервью с чиновником.
19 декабря на итоговом брифинге капстроя наконец прояснилась ситуация по больнице скорой помощи: по данным правительства, подрядчик не справился с проектированием объекта. И опять «вопросы без ответа» - контракт с этим подрядчиком без конкурса, сразу и на проектные, и на строительно-монтажные работы был заключен в гонке за освоением бюджета, в декабре 2016 года. Так в чем причина проблем с проектированием? Непроработанное в спешке техзадание?
Впрочем, что уж говорить о многопрофильных медцентрах, если даже строительство модульных амбулаторий (а это тоже объекты ФЦП) у нас заканчивается неразберихой с документами и судебными тяжбами.
В апреле в селах по решению чиновников от капстроя сносили едва построенные фундаменты модульных врачебных амбулаторий. Контракт с подрядчиком расторгли, работы заново начала другая строительная организация. Михаил Демиденко на итоговом брифинге рассказал об этих пяти МВА, сданных в 2017 году. Но рассказал лишь часть правды.
Как выяснили «Примечания», подрядчик, который начинал их строить, подал в суд иск о признании решения о расторжении контрактов по трем амбулаториям недействительным. Дальше история становится похожей на анекдот.
Судом установлена невозможность проведения судебной экспертизы по причине демонтажа конструкций возведенных фундаментов. А документ, который был представлен госучреждением «Капитальное строительство» в качестве доказательства, суд оценил критически, поскольку он «не содержит конкретную дату посещения заказчиком соответствующих объектов, произведено ли обследование с привлечением подрядчика, в письме не приведены четкие обстоятельства, позволившие заказчику прийти к выводу о том, что работы по устройству фундаментов под модульные врачебные амбулатории на строительных площадках выполнены с нарушениями норм и правил, причем без указания, каких конкретно норм и правил». В итоге подрядчик, фундаменты которого были снесены, выиграл дело в первой инстанции.
Впрочем, вопросы по проблемным объектам капстроя уже давно пора задавать не Михаилу Демиденко, который сейчас, как может, исправляет последствия бездумной спешки декабря 2016 года, а губернатору, под чьим руководством проходил этот процесс, и под чьим руководством сейчас идет процесс «опережающего проектирования». В соответствии с распоряжением о распределении полномочий в правительстве Севастополя, вопросы градостроительства, архитектуры и капитального строительства, глава города оставил под своим личным контролем.
Сегодня Дмитрий Овсянников будет подводить итоги работы за год, и лучшего повода правдиво рассказать о проблемах в реализации действительно необходимых городу проектов сложно придумать.
В ноябре глава города был на стройплощадке детского сада, в декабре — на торжественной сдаче футбольного поля на Северной стороне. Достоверную информацию по другим объектам, в частности по онкодиспансеру, по больнице скорой помощи, по трем детсадам (не тем, которые сданы после капремонта, а тем, которые строят с ноля) власти предпочитают не озвучивать. Но бесконечно замалчивать эти проблемы все равно не получится — диалог с городом должен быть честным.
«Опережающее проектирование» — что за этим стоит?
Стратегия «опережающего проектирования», объявленная главой города в середине года, в любом случае, войдет в новейшую историю Севастополя.
Как уже писали «Примечания», строительные работы в Севастополе пока не ладятся, зато в 2017 году наш город внес очень большой вклад в поддержку и развитие проектной отрасли всей страны.
Всего за последние месяцы севастопольский капстрой заказал проектные работы по 70 объектам на сумму свыше полутора миллиардов рублей. Необходимость в большой части этих объектов давно назрела — подстанции скорой помощи, сельские клубы и ФОКи, детские сады и новые корпуса школ, пожарные депо и лечебные учреждения.
Но есть и такие «проекты с размахом», которые могли бы и подождать - строительство многофункционального спортивного дворца в Балаклаве с ледовой ареной, крытого катка на улице Мельника, станции гребного и парусного спорта, спасательной станции с тремя боксами и автомойкой на мелководном пляже Омега. Причем целесообразность всех этих проектов, в том числе и по застройке популярных пляжей, никто не обсуждал ни с общественностью, ни с муниципалитетами.
Все это великолепие планов громоздится на фундаменте очень скромной практики: во втором полугодии 2017 года на строительные и монтажные работы по готовым проектам было заключено всего около десятка контрактов. И почти у каждого из них — своя сложная история.
Самый крупный и самый скандальный контракт капстроя — печально известный проект реконструкции парка Победы. Первый подрядчик, ООО «Рабочий -1», начавшее работы в парке в сентябре этого года, сейчас судится с правительством города. Второй подрядчик, ООО «ГЛАССОК КРЫМ, 28 ноября выигравшее конкурс с третьей попытки, пока не вышло на объект. По закону, контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней после подписания итогового протокола, однако стороны явно не спешат.
Еще один многострадальный объект — детский сад на проспекте Античном. Правительство Севастополя на всех уровнях отчитывалось — сроки строительства затягиваются из-за необходимости соблюдения природоохранного законодательства: пришлось пересаживать краснокнижные фисташки.
Но это лишь часть правды. Подрядчик, который вел работы на этом объекте, ООО «Вавилон», сейчас тоже судится с капстроем - контракт расторгнут. Недавно по этому объекту был проведен новый конкурс, теперь строительством «детсада с фисташками» займется ООО «Теплостройсервис» (именно эта компания завершила строительство детсада и первой очереди школы в бухте Казачья и будет строить вторую очередь образовательного центра). Эта же организация будет сносить и строить заново заброшенную школу-коллегиум — еще один известный долгострой Севастополя.
Известно, что сейчас в сфере капитального строительства идут работы на площадках двух детских садов - в микрорайоне Шевченко и на проспекте Острякова, наблюдается движение техники на Античном проспекте. По крайней мере, один из этих объектов, площадку детсада в мкр Шевченко, недавно посетил губернатор. Констатировав отставание, он все же назвал конкретные сроки сдачи: март 2018 года.
«День проектировщика» наступит в августе
31 августа 2018 года — в этот счастливый день, по условиям большинства заключенных госконтрактов, город получит десятки проектов, которые обойдутся примерно в полтора миллиарда рублей, и строить по которым пока некому.
Зачем нужны проекты реконструкции паромных и катерных причалов, проекты новых корпусов школ и детсадов, физкультурных комплексов в селах и удаленных районах, понятно каждому горожанину.
Но кто будет строить спортивные дворцы с катками, если из трех детских садов, объектов ФЦП, строительство которых должны были закончить в 2017 году, на сегодня глава города может проверить ход работ только на одной площадке?
Надежда только на президента: чем чаще Владимир Путин говорит о том, что Севастополю не хватает подрядных организаций и строительных мощностей, тем больше вероятность того, что его услышат серьезные подрядчики. В Севастополь постепенно заходят компании с опытом работ на крупных объектах, они создают здесь подразделения и приобретают опыт организации строительства в условиях местной специфики — проблем с логистикой, дефицита стройматериалов и рабочей силы. Таких еще очень мало, это медленный процесс, но он все же начался и это позволяет надеяться: труды проектировщиков, столь щедро оплаченные бюджетом города, не пропадут даром.
Ну а пока — среди десятков объектов, по которым управление капитального строительства заказало в этом году проектные работы, есть только два, чья судьба не вызывает сомнения. Футбольные поля в Терновке и в Инкермане наверняка сдадут в срок, такой опыт губернатор города и департамент капстроя в этом году уже наработали.