На месте падения работал экскаватор. Он выбирал грунт и отсыпал его на краю котлована. Огромную массу земли поисковики перекидывали лопатами, тщательно разбирая каждый ком, чтобы не пропустить ни одной, даже самой мелкой запчасти, ни кусочка человеческих останков.
Штурмовик Ил-2, упавший на склоне Сапун-горы весной 1944 года, был сильно поврежден. Он буквально зарылся в грунт на глубину несколько метров и выгорел полностью. За годы его алюминиевые части полностью разложились, превратившись в белый порошок, похожий на известь.
Часть грунта просеяли «на кровать» - пропустили через сито, сделанное из панцирной сетки.
Главной целью поиска был двигатель АМ-38. На его поршнях и шатунах можно обнаружить номер, а по нему — установить имена членов экипажа самолета. Чтобы его достать, понадобился другой экскаватор, мощнее, с длинной стрелой, способной извлекать грунт с большей глубины.
Теперь номер агрегата известен. И поиск продолжится — по архивным документам. Буквально через пару дней специалисты узнают ответ на самый главный вопрос: кто пилотировал самолет.
Были обнаружены крупные детали: куски бронеобшивки, шасси, две самолетные пушки ВЯ-33. В патроннике одной из них остался снаряд — самолет вел огонь до самого падения. И мелочи: пули, пряжки, куски пулеметной ленты, осколки.
Найденные обломки штурмовика отправятся в музей Героической обороны и освобождения Севастополя, останки двух членов экипажа после идентификации будут перезахоронены в братской могиле воинов, погибших в годы ВОВ.
В подъеме самолета принимали участие специалисты МЧС и более 60 поисковиков из отрядов «Севастополь», «Комсомольский», «Таврида», «Защитник Отечества», «Азимут» и организации «Патриот».