Science Slam: наука на сцене

Представьте картину: молодой ученый, взобравшись на стол в баре, рассказывает о своих достижениях в науке. Это явление было популярным в Германии. Аудитория аплодисментами и ударами кулаков по столу поддерживала выступающих — так выбирали самого красноречивого ученого. Идею выступлений ученых возродил энтузиаст из Германии Грегор Бюнинг. Формат импортировали в Россию. День первой битвы ученых в Севастополе — 11 декабря 2016 г.
people.sevstar.net
09.12.2016

Ученые в большинстве своем люди мирные, внешне яркие жизни не проживают — копаются потихоньку в книгах, проводят опыты, ездят на симпозиумы. Здесь — в сфере науки — они ищут приключения, борются, не сдаются, спорят, крадутся по следу тихой тенью или, наоборот, бросаются напролом с шашкой наголо. Но есть среди ученых исключения: некоторые из них — например, молодые севастопольские и крымские исследователи — участвуют в битвах Science Slam. И этот факт в биографии начинающих ученых — признак бесшабашного авантюризма. 

Знакомьтесь: Артем Мизюк, Тимур Малышев, Татьяна Юрченко, Екатерина Щурова и Сергей Назаров.

Артём Мизюк, 31 год

Область исследования: оперативная океанография.

Научная должность: научный сотрудник Морского гидрофизического института РАН, кандидат физико-математических наук.

Тема выступления на Science Slam: «"Жители" Черного моря или черпаем вдохновение из кино».

— Есть ли у умного шансы стать богатым?

— Не видел в жизни ни одного богатого, о котором можно было сказать, что он глупый. Но то, что многие умные небогаты, пожалуй, факт. Скорее всего, не от лени, а от того, что не всегда везет попасть в «нужную струю». Может, еще потому, что на многих направлениях фундаментальной науки экономят.

Сейчас я занимаюсь морскими прогнозами и оперативной океанографией, и прикладных результатов много. Ни у кого ведь не возникает вопросов о значимости прогнозов погоды? Практическая значимость растянута: просто морской прогноз (всем же интересно, где завтра можно искупаться), системы прогнозирования распространения загрязнений (в нашем институте такие системы есть), или системы оптимизации маршрута морского транспорта с учетом штормов.

— Как остановить «утечку мозгов на запад»?

— Создавать такие же условия работы, как и за рубежом. Я имею в виду не только зарплаты, а общую ситуацию: оборудование, командировки, стажировки. Молодых ученых сейчас всячески поощряют. Многие умудряются «вертеться».

Ситуация с реформой в науке непонятна: хорошо она повлияла или плохо? Думаю, с начала ее проведения жизнь ученых усложнилась.

Хочется, чтобы престиж ученых вырос в России. Некоторые просто уходят из науки, занимаются чем-то совсем отдаленным.

— Молодежь заинтересована в науке?

— Мне удобно говорить на основе моего годового опыта работы по совместительству на кафедре физики и геофизики в севастопольском филиале МГУ. Заинтересованность увидел у ребят, первокурсников, но далеко не у всех.

Поэтому здорово, что у нас в Севастополе есть такие организации, как Малая академия наук, появился проект «Продлёнка», теперь вот и «Science Slam». Они популяризируют науку и ученых среди школьников и студентов.

— Продолжите фразу: Плох тот ученый, который...

— ...не мечтает стать академиком (шутка).

— Как говорит мой научный руководитель...

— ...«ни дня без строчки!». Этим названием книги Ю. Олеши подталкивают меня к написанию научных статей. В полной мере прислушаться к этим словам не всегда получается, но я стараюсь.

— Когда я слышу фразу «британские ученые»...

— ...я вспоминаю известных британских ученых Гейма и Новоселова. Уж очень врезалась мне в память их «нобелевка». Хотя я далек от всех эти графенов и нанотехнологий.

— Путь к сердцу ученого лежит через...

— ...желудок. Чем мы хуже других? А вообще мне важно, чтобы иногда меня не трогали и дали подумать. Пока мысль «не убежала».

 Тимур Малышев, 20 лет

Область исследования: рациональное природопользование и охрана окружающий среды.

Научная должность: студент III курса бакалавриата Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, кафедра геоэкологии и природопользования.

Тема выступления на Science Slam: «Чем важна Байдарская долина для жителей Севастополя».

— Есть ли у умного шансы стать богатым?

— Не обязательно умный станет богатым. Ум — это одна из характеристик человека, как, например, сила и харизма. Так что нужно все свои сильные стороны дополнять. В своем исследовании я стараюсь показать, что природный капитал — один из параметров нашего благополучия. Многие не придают должного значения природной среде: «Лес ну и лес, что с ним случится». Это печально. Коммерческая реализация результатов моего исследования не несет значительных затрат. Необходимо зарезервировать и контролировать режим природопользования на ключевых экологических территориях Севастополя — например, в Байдарском ландшафтном заказнике.

— Как остановить «утечку мозгов на запад»?

— Наука без молодых — это трагедия, а без взрослых — комедия. Необходима поддержка со стороны не только государства, но и бизнеса. Нужен спрос на научные исследования в стране. Для сравнения в СССР на образование и науку тратили минимум 10% бюджета, это была одна из самых образованных стран с мощной наукой, сегодня Россия выделяет около 4,2%. В этом плане сдали позиции все страны бывшего СССР.

— Молодежь заинтересована в науке?

—Если оценить по пятибалльной шкале, интерес к науке у молодежи на три с минусом. Люди не видят, чем занимается местная наука, как ее применить практически.

— Продолжите фразу: Плох тот ученый, который...

— ...прочитал обо всем на свете и лишь запомнил прочитанное.

— Как говорит мой научный руководитель...

— ...«лапусик, не спеши!»

— Когда я слышу фразу «британские ученые»...

— ...я думаю, что о Северной Ирландии вообще забыли.

— Путь к сердцу ученого лежит через...

— ...мозг. Ну и желудок.

Татьяна Юрченко, 23 года

Область исследования: электрохимическая дезактивация с применением водорастворимых пленок.

Научная должность: студентка VI курса специалитета Севастопольского государственного университета, Институт ядерной энергии и промышленности.

Тема выступления на Science Slam: «Дезактивация спасет мир».

— Есть ли у умного шансы стать богатым?

— Шанс стать богатым есть у всех, главное, на что ты готов пойти, чем жертвовать, какие усилия прилагать. Ум этому только способствует. Наш метод дезактивации может применить на любом радиохимическом заводе России.

— Как остановить «утечку мозгов на Запад»?

— Ничего нового я не могу предложить в этой области. Сейчас достаточно средств выделяется на науку, и я думаю, мы создадим комфортные условия для ученых в своей стране.

— Молодежь заинтересована в науке?

— Студенты готовы покорять горизонты и открывать новое, нужно их организовать и направить.

— Продолжите фразу: Плох тот ученый, который...

— ...не публикуется.

— Как говорит мой научный руководитель...

— Научного руководителя у меня нет

— Когда я слышу фразу «британские ученые»...

— ...вспоминаю ученых Андрея Гейма и Константина Новоселова. Они сейчас проводят исследования в Манчестерском университете Великобритании. На их счету более 20 000 научных работ. Гейм и Константинов — обладатели Нобелевской премии 2010 года за открытие графена, который они получили с помощью карандаша и клейкой ленты.

— Путь к сердцу ученого лежит через...

— ...второй закон Ньютона: сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на сообщаемое этой силой ускорение:

 

Екатерина Щурова, 27 лет

Область исследования: океанология.

Научная должность: младший научный сотрудник Морского гидрофизического института РАН.

Тема выступления на Science Slam: «Одно уникальное (не)болото».

— Есть ли у умного шансы стать богатым?

— Как говорит мой отец — он, кстати, тоже океанолог: «Хороший ученый — голодный ученый». Но это шутка, конечно. Сейчас я работаю над тем, чтобы дать оценку ресурсному потенциалу южного Сиваша, а если точнее, рассчитать, через какое время в Южном Сиваше соленость станет такой же, какой она была до введения в эксплуатацию Северо-Крымского канала. Пока эта задача носит чисто научный характер, но информация, которую мы надеемся получить, будет иметь и большую практическую значимость.

— Как остановить «утечку мозгов на Запад»?

— Нужно предоставить возможности для современных качественных исследований.

— Молодежь заинтересована в науке?

— У нас в институте много молодых людей, но хотелось бы, чтобы было еще больше. Видимо, сформировавшийся за последние два десятилетия образ ученого не привлекает, необходимо его менять — особенно сейчас, когда технологии развиваются с безумной скоростью.

— Продолжите фразу: Плох тот ученый, который...

— ...не сомневается.

— Как говорит мой научный руководитель...

— ...«Катя, чувствую, тебе нужен волшебный пендель!»

— Когда я слышу фразу «британские ученые»...

— ...думаю, что в Британии слишком много ученых.

— Путь к сердцу ученого лежит через...

— ...отсрочку дедлайна.

Сергей Назаров, 33 года

Область исследования: астрофизика.

Научная должность: младший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории РАН.

Тема выступления на Science Slam: «Черные дыры».

— Есть ли у умного шансы стать богатым?

— Живой пример — Илон Маск. Коммерческая реализация моего проекта возможна. Но, как и всё в фундаментальной науке, не сразу, для этого потребуются десятки, если не сотни, лет.

Для начала надо создать черную дыру. Лучший способ для этого — ускоритель типа большого адронного коллайдера (БАК). Но сам БАК не тянет по уровню энергии, потребуется ускоритель следующего поколения. И еще много других элементов не только для создания черной дыры, а для ее поимки, удержания в магнитном поле, подведения к ней вещества, отвода выделяющейся энергии и, в конце концов, выхода на самоокупаемость.

— Как остановить «утечку мозгов на Запад»?

— Необходимо соответствующее отношение со стороны государства в виде законов, рекламы науки и прочего. Сегодня реальность такова, что молодой ученый вынужден работать зачастую без необходимого снабжения, на старом оборудовании, с невысокой зарплатой и имея весьма призрачные шансы на получение жилья.

— Молодежь заинтересована в науке?

— Уровень заинтересованности падает. Это связано с уничтожением астрономии в школе, астрокружков, станций юных техников, пропагандой со стороны государства новых, потребительских ценностей.

— Продолжите фразу: Плох тот ученый, который...

— ...не может рассказать обществу о своих исследованиях.

— Как говорит мой научный руководитель...

— ...время реакции широких линий бальмеровской серии водорода на излучение континуума указывает на справедливость фотоионизационной модели :)

— Когда я слышу фразу «британские ученые»...

— ...мне становится их жаль за незаслуженное унижение.

— Путь к сердцу ученого лежит через...

— ...общие интересы. Ученый, как никто другой, способен оценить умную женщину. Интеллект привлекает гораздо больше, чем все остальное вместе взятое.