Краснокаменка, она же Кызылташ. Все село – несколько пятиэтажек брежневской эпохи, россыпь частных домов и воинская часть. При царе в этом живописном тупиковом местечке между Коктебелем и Судаком был монастырь митрополита Сурожского. В советское время здесь хранили ядерное оружие. При Украине здесь дислоцировалась нацгвардия. Теперь здесь стоит росгвардия, рядом набирает силу восстановленный монастырь.
На днях здесь тоже сошел селевой поток. Но если о чрезвычайной ситуации в Судаке трубят во всех СМИ, о Кызылташе - молчание. Местный житель кидает тачку, лопаты и показывает, что натворила стихия.
18 августа около шести вечера в окрестностях Судака и Коктебеля начался ливень. Через пару часов на Краснокаменку с окрестных гор начал сходить селевой поток. Грязная вода с камнями затекала в дома, огороды, смывала асфальт.
Лариса Фёдорова пыталась накрыть машину от града, потом побежала к огороду. Но было уже поздно: все посадки у людей, чьи огороды оказались на пути потока, смело моментально. Да и что она могла бы предпринять?
«Мы перед природой бессильны, - делится она вновь обретенной вековой мудростью. - Гору не перекроешь, когда несется поток, ничего не сделаешь. Тут много пожилых людей, вот моему папе 86. Они вообще в безвыходной ситуации оказались».
Пожилым людям оставалось только стоять и смотреть, как вода уносит инструменты, вещи, равняет с землей посадки на огородах. У одного из жителей Краснокаменки потоком воды смыло КамАЗ щебня. Строительный материал лежал на открытой территории.
У другого, наоборот, прибавилось земли. Евгений показывает, как вода поднялась почти до середины ворот. За ними у него теперь внушительных размеров куча земли и камней – нанесло водой.
От стихии пострадали не только частные постройки и территории. В Краснокаменке снесло мост. Огромные куски бетона, металлические перила, груды камней – вот все, что осталось от моста через речку.
Сама речка «просела» примерно на три метра. Вода была намного выше, полностью закрывала корни деревьев. Теперь русло небольшой реки углубилось на несколько метров. У другого моста, расположенного рядом с местной школой, подмыло бетонные опоры.
Школа тоже оказалась на пути потока. Почти засохшие грязевые лужи покрывают асфальт, ступени лестницы. На школьном стадионе еще видны следы потока, даже не высохла вся вода.
Разорванная потоком газовая труба. Она небольшого диаметра, но вырвана так, будто ее ухватил великан.
Дальше, почти в центре села, другая газовая труба прогнулась. Глядя на нее, невольно останавливаешься. В голове возникают сотни картинок того, что могло бы случиться, если бы она лопнула. И понимаешь, что, как бы это страшно ни звучало, это оказалось бы к лучшему - сразу появились бы чиновники всех уровней. А раз снесло мост, порвало газовую трубу, размыло дороги и намыло грязи в дома – это же пустяк. Сущая мелочь. Можно и не появляться.
Они и не появляются.
Дороги пострадали частично. Здесь они вполне соответствуют термину «сельская дорога». Но после схода селевого потока ситуация стала намного хуже. Местами асфальт размыло, местами подмыло саму дорогу. Проехать тут без риска убить машину можно только на джипе или военной технике.
Кстати о военных. Кызылташ при СССР был особенной территорий. В конце 1950 года Совет министров СССР принял решение о создании в Минсредмаше (12 ГУ МО) центральных баз хранения ядерного оружия. Одна из таких баз оказалась в Кызылташе, огороженном горой от посторонних взглядов. В этом же году тут начались строительные работы. Здесь были собраны «изделия», участвовавшие в учениях «Применение тактического воздушного десанта вслед за атомным ударом с целью удержания зоны поражения атомного взрыва до подхода наступающих войск с фронта» на семипалатинском полигоне. В 1959 году из Кызылташа двумя железнодорожными составами были отправлены первые ядерные боеголовки в ГДР.
После 24 октября 1991 года, когда принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины, отсюда постепенно вывезли все опасные грузы. Но военные остались. На территории поселка стоят шлагбаумы, воинские части действуют.
С пятницы никто из них не предложил помощь местным жителям.
«Нам сюда одну единицу техники, человек десять солдат, и стало бы намного проще хотя бы по улицам ходить, - рассказывает Игорь, местный житель. – А так мы сами с тачками и лопатами пытаемся что-то делать, но толку? Наших сил не на что не хватает».
Не проявляют интерес к происшедшему в Кызылташе и местные коммунальные службы. Ольга Тестина из МУП «УП ЖКХ» говорит, что работы много, а людей и техники мало.
«Никто не ждал, что будет такое, - сказала Ольга Тестина. – Многие думали, что вода будет литься через форточку. Старожилы говорят, что такого не было никогда. Мы работаем над устранением последствий стихии. Вчера люди работали, завтра будут трактор и экскаваторы».
Местные жители утверждают – они не видели, чтобы кто-то пытался устранить последствия. Работают только те, кому нужно для самих себя расчистить улицы и дома. Причем с горы еще идет вода. Чтобы она не попала на дорогу, один из жителей Кызылташа сам роет канаву.
След от потока. Слева – канава, через нее отходит вода
Напомним, что 18 августа селевой поток сошел в районе Судака на юго-востоке полуострова. Около 50 машин было повреждено, жертв нет. В результате сильной грозы нарушилось электроснабжение, наблюдались перебои в работе сотовой связи. Поток повредил как минимум 80 га виноградников, принадлежащих крупному винодельческому предприятию «Массандра», сообщила в субботу пресс-служба винзавода.
Об судакской беде знают все – она попала в СМИ. Краснокаменка забыта. Местные власти ничего не делают, глава Феодосии Станислав Крысин молчит о стихийном бедствии, военным нет дела до гражданских. Типичная ситуация для Крыма: обычные люди никому не нужны.