22 декабря в Севастополе открылся единый координационный центр штабов в поддержку Владимира Путина на президентских выборах 2018 года. Возглавил его отставной генерал Анатолий Домненко. Напутствуя участников кампании по сбору подписей для президента, он провел параллель между выборами и референдумом 2014 года, даты которых совмещены не случайно. Стратегическая цель — обеспечение такой же явки, как на референдуме, не скрывает генерал.
Создание единого центра - не прихоть, а острая необходимость: на прошлой неделе в полумилионном городе открылось аж 17 штабов активистов для продвижения главного кандидата. Волонтеры, медики, работники культуры, бизнес-сообщество, спортсмены, ветераны, представители профсоюзов, националы, самооборона и казачество - кажется нет в городе такого кружка по интересам, который бы не отметился на этом поле.
Симптоматично и предсказуемо, что в штабах оказались все те, кто поддерживает в Севастополе любую власть, независимо от персон и флагов. При Украине многие из этих людей заседали в горсовете, потом поддерживали Меняйло, теперь колеблются между Овсянниковым, застройщиками и силовиками. Их заявления предсказуемы и состоят из обкатанных лоялистских шаблонов, их цель - защита и продвижение собственных бизнесов, связанных главным образом с торговлей и недвижимостью.
Но гораздо интереснее тон, которым говорят обо всем этом молодые волонтеры в штабах. "Я был на собрании ветеранов, это так интересно!", - с воодушевлением рассказывает один из волонтеров, юноша лет 22. "Чем же?", - поинтересовались мы. "Они такие крутые!". Попытки выяснить повестку собрания и суть ветеранской крутизны успеха не имели: сверкая полными энузиазма глазами, парень надолго завис.
Такой же результат дало общение с двумя студентками, которые собираются участвовать в сборе подписей. На вопрос, с какой программой Владимир Путин идет на выборы, и кто еще в России выдвинулся в президенты, они ответить затруднились. А потом признались, что просто считают свое участие в кампании хорошей строкой для будущих резюме, особенно если решат пойти на госслужбу. Ну а куда еще, в самом деле?
Неработающие социальные лифты - проблема, о которой пишут уже лет пятнадцать. Опросы стабильно показывают, что перспективы личного процветания молодые люди связывают с работой либо во власти, либо при ней. На высокие позиции многие из них изначально не претендуют, полагая, что занять их можно только по родству или по наследству. У нас выросло целое поколение молодых клерков из пьес Островского, успех которых не случайно так велик. Не отягощенные памятью о советском равенстве, они считают нормой непроницаемость сословных перегородок. Их устраивает тихое кормление в тени исполнительной вертикали, они готовы годами ждать своего шанса и делают все, чтобы их для начала просто заметили.
А программу и повестку они выучат. Любую.