Как живется севастопольским морякам

«Плавающие» в Севастополе всегда считались неуязвимыми: трех- и четырехзначные суммы в валюте позволяли их семьям не замечать кризисов. Но в последние два года многое изменилось. «Примечания» выясняли, как моряки дальнего плавания борются с санкциями и как сегодня удачно уйти в рейс из Крыма.
Надежда Исаева
11.07.2016

Их праздные жены все еще ездят на дорогих машинах и легко тратят на день рождения по 1–1,5 тыс долларов. Но получить работу севастопольским морякам стало труднее. Связано это с двумя причинами — с общим экономическим кризисом в мире, который затронул морские перевозки, и с непризнанием статуса российского Крыма за границей. 

Цена на нефть снизилась, суда уходят в отстой, конкуренция на мировом рынке рабочей силы растет, найти хорошо оплачиваемую работу стало тяжелее. Кроме того, после санкций ряд крупных международных судовладельческих компаний отказались от сотрудничества с крымчанами. Компании при трудоустройстве требуют прописку, судовладельцы не хотят проблем. Теперь моряку, чтобы удачно пойти в рейс, надо ждать, в среднем, 4-6 месяцев, а может и год — как повезет.

Если моряку повезло и он ушел в рейс, возникает еще одна трудность — перевод зарплаты в Крым. Зарубежные банки работать с полуостровом не хотят. Поэтому многие моряки открывают счета на материковой части России, рассказал «Примечаниям» директор крюингового агенства STELLMAR Всеволод Черниенко. Причем для этого лучше сделать хотя бы временную материковую прописку, потому что банки часто проверяют ее. 

Чтобы уйти сегодня из Крыма и Севастополя в хороший рейс, есть два способа, говорит Черниенко, и оба связаны с переездом — либо на Украину, либо в материковую Россию. В первом случае менять полученные до марта 2014 года документы моряку не нужно. Во втором это необходимость, причем необходимость, связанная с ощутимыми затратами времени и денег.

Сегодня моряк может поменять документы с украинских на российские в любом порту Крыма и России. Занимает это от трех до шести недель. С сертификатом и рабочим дипломом нужно обращаться в центр аттестации плавсостава. В Севастополе их несколько: некоторые выдают сертификаты местного образца, есть такие, которые выдают документы новороссийского образца. В первом случае вероятность возникновения проблем с наймом в иностранную компанию сохраняется. Поэтому нужно сразу уточнять, будет ли у вас в документах стоять севастопольская печать или новороссийская. 

Примерная стоимость пакета документов для моряка (это зависит от должности) — от 50 до 150 тысяч рублей (850 — 2500 долларов). На материке, уверяют в местных крюинговых компаниях, делать документы дороже примерно на 15-20 тысяч рублей, плюс проезд и проживание. Много ли это? Для сравнения: в украинские времена стоимость документов плавающим обходилась в 150-300 долларов, в зависимости от должности.

Хорошим подспорьем для моряка будет и загранпаспорт. Идеальный вариант — загранпаспорт, выданный на материке. Для этого можно выехать в любой материковый город и оформить паспорт в местном «паспортном столе»: сегодня в России для этого не требуется прописки в городе, в котором ты оформляешь «загран».

Еще один необходимый документ для моряка в России — это удостоверение личности моряка (УЛМ). Его можно получить в Севастополе, причем оно сразу идет новороссийской печатью. Выдают УЛМ в севастопольском порту.

Значительная часть севастопольских моряков загранплавания считает все эти процедуры слишком обременительными и до сих пор предпочитает делать документы на территории Украины — едут либо в Одессу, либо в Николаев, либо в Херсон. По словам Всеволода Черниенко, расклад на сегодня в Севастополе такой: 30% местных моряков делают крымские документы, 40% делают российские документы на материке, и 30% по старинке делают украинские документы.