Севастополь может захлебнуться в строительстве

В техзадании к госконтрактам для Севастополя пора писать: строить в этом городе очень тяжело даже за миллиарды. Нет техники, нет субподрядчиков, нет рабочей силы. Есть лишь десятки амбициозных проектов, недоумение жителей по поводу брошенных объектов и вечные упреки в адрес правительства — деньги выделяют, а освоить не могут.
Кира Будах
30.10.2017

54 миллиона на проект хоккейной арены в Балаклаве, 41 миллион на проект катка на Мельника, 35 миллионов на проект бассейна международного класса, 40 миллионов на проектирование гребной базы в Инкермане — и еще сотни миллионов на ПИРы объектов, среди которых школы, больницы, детсады, спортивные сооружения, ветлечебницы. В конце 2017 года Севастополь готов обеспечить работой проектировщиков всей страны. Но кто и как потом построит эти объекты?

Губернатор идет на объект

Глава севастопольского правительства Дмитрий Овсянников вопросы капстроя курирует лично – это полномочия не делегированы кому-либо из заместителей. Судя по тем заявлениям, которые он делает после совещаний с федералами, ответа на этот вопрос пока нет и у него тоже.

«Мы сейчас находимся в процессе проектирования большого количества объектов. Как только мы перейдем к строительству, тогда точно захлебнемся», — высказал он свои опасения.

Чтобы этого избежать, глава правительства предложил усилить службу технического заказчика: «Ни один субъект Российской Федерации в таких объемах 15−20 млрд рублей не строил. Мы тоже оказались не совсем подготовлены и должны перестроить работу наших служб».

Усилить службу технического заказчика — то есть увеличить количество и повысить уровень компетенций специалистов, которые будут писать проектные и технические задания и проводить конкурсы по отбору проектных и строительных организаций — действительно во власти губернатора.

Но вот привлечь в регион мощных, ресурсных, добросовестных подрядчиков пока никто не может.

Лучшие практики Михаила Демиденко

Департамент капитального строительства в Севастополе с июня возглавляет Михаил Демиденко — в свое время он руководил строительным комитетом в правительстве Санкт-Петербурга.

Сразу после своего назначения Михаил Демиденко обозначил приоритеты на новом месте работы: «Главное – это планирование закупочных мероприятий, своевременный набор подрядчиков и работа с ними. Скажу так: лучшие практики, которые мною получены в Санкт-Петербурге, обязательно будут применены здесь».

Но не задалось именно в этой части — набор подрядчиков и работа с ними.

Помнится, деловые издания Санкт-Петербурга всерьез обсуждали, как назначение экс-главы стройкомитета в Севастополь ускорит экспансию питерского строительного бизнеса в Крым.

Увы, экспансии не случилось, а своих компаний, способных справиться с таким количеством масштабных объектов, на полуострове нет и никогда не было.  И уже первый контракт на работы по красивому проекту Парка Победы показал: лучшие практики страны бессильны перед местной спецификой.

Первый «ярд» комом

На заключение контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по реконструкции Парка Победы претендовало сразу семь компаний — москвичи, туляки, новгородцы. Победило ОАО «Институт Новгородгражданпроект», предложив провести ПИР за 59 млн руб при начальной цене 79 миллионов.

Проектировщики выполнили свою часть работы: летом севастопольцы оценили визуализацию будущего парка, с фонтанами, детскими, спортивными и концертными площадками.

Что происходит в Парке Победы сейчас, известно всему городу — первый контракт капстроя на строительные работы в сумме на миллиард без малого расторгнут, подрядчик передает привет с Сахалина.

Мол, думал — здесь есть рабочая сила, есть стройматериалы, но обманулся в ожиданиях.

Из-за сахалинского оптимиста сейчас правительство в спешном порядке проводит работу над ошибками. В субботу, 28 октября, был объявлен повторный конкурс на строительные работы по реконструкции Парка Победы — на этот раз в форме запроса предложений, для ускорения процедуры.

Интересно, как посчитают логистику и другие затраты те, кто придет за первыми обманувшимися в своих ожиданиях подрядчиками — строить школу-коллегиум, онкодиспансер (ПИРы на него по контракту должны быть закончены в декабре 2017 года), детские сады и ФОКи по всему городу.

Пора уже в техзадании к госконтрактам писать в графе "особые условия" — строить в Севастополе очень тяжело, даже за миллиарды. Нет техники, нет субподрядчиков, нет рабочей силы из бывших союзных республик.

Есть только десятки амбициозных проектов, недоумение жителей по поводу брошенных объектов и вечные упреки в адрес правительства — деньги выделяют, а освоить не могут.

Строить — так дворцы

Стремление губернатора заказывать масштабные объекты с прицелом на будущее импонирует. Не в каждом полумиллионннике есть своя ледовая арена, а у нас будет. У наших потомков будет возможность выбирать: хоккей в Балаклаве, гребля в Инкермане или парусный спорт в Казачьей. Но сейчас озвученная главой города тактика опережающего проектирования кажется сознательным риском.

Чтобы Севастополь превратился в Сочи, нужно немножко пожить в аду, заметил однажды депутат местного парламента Александр Кулагин. Но слишком часто мы слышим: подвели недобросовестные подрядчики. Или — подрядчика подвели субподрядчики. Или — подрядчик затянул сроки из-за проблем с подвозом стройматериалов. Поэтому «немножко пожить в аду» может очень растянуться по времени.

При этом наш капстрой сейчас работает тихо, как в подполье: перечень запланированных соцобъектов был лишь единожды бегло озвучен Михаилом Демиденко на заседании и размещен на официальном сайте правительства.

Все эти спасательные станции, спортивные дворцы и ветлечебницы уходят на проектирование с определенным местом расположения, которое никто не удосужился обсудить ни с горожанами, ни с общественниками. А ведь в период большой стройки городу будет очень некомфортно.

И тест на способность доводить проекты до сдачи и воплощать мечту в реальность, Севастополю предстоит пройти вместе со своим амбициозным градоначальником.

ПИРы по десяткам крупных объектов будут сданы летом 2018 года. У севастопольского правительства еще есть время, чтобы об огромной проектной работе, о каждом масштабном объекте, который запланирован в городе, узнали не только севастопольцы, но и лучшие представители строительной отрасли во всех регионах.

И РИСФ-2018 (Российский инвестиционно-строительный форум) можно провести в Севастополе, а не в столице. Аргумент все тот же: никто в регионах в таких объемах не строит и еще долго не будет строить.

При таком раскладе вместо подарочного фотоальбома «Севастополь туристический» правительству впору заказывать ко Дню строителя фотоальбом «Проекты Севастополя» и рассылать его по компаниям, которые числятся в пуле добросовестных строительных организаций в российских городах-миллионниках.

Можно, конечно, ничего не делать и ждать, что мощные и ответственные подрядчики, дорожащие своей репутацией и способные решать проблемы с логистикой, рабочей силой и стройматериалами, сами набегут на миллиардные контракты по объектам ФЦП и по госпрограмме Севастополя.

Но если нет — севастопольскому капстрою и его усиленной службе технического заказчика снова придется выбирать между слабыми компаниями полуострова и сахалинскими авантюристами.