Хоспис для пенсионеров с материка

Создать адекватный туристический бренд Севастополя не удастся, пока его жители не признают, что город давно перестал быть исключительно военно-морской крепостью, но так и не стал чем-то еще.
Ольга Апанасова
18.08.2016

Споры о логотипе начались неделю назад в связи с обсуждением конкурса на разработку туристического бренда Севастополя, объявленного правительством экс-губернатора Сергея Меняйло еще в июне. Как выяснилось, победителю заплатят 5 млн рублей, но выбор лучшей работы проходит за закрытыми дверями, а мнением самих севастольцев никто не поинтересовался. В общем, обычная история.

После этого привлечь к разработке логотипа жителей города решил ForPost — в понедельник редакция объявила свой конкурс с открытым голосованием для всех желающих. Варианты посыпались сразу.


Но беда в том, что большинство комментаторов до сих пор видят визитной карточкой города картину Александра Дейнеки «Оборона Севастополя» — не желая признать, что со времен ее создания город изменился до неузнаваемости.


Само собой, историю надо чтить, и Победа священна. Но строить образ города на одном только прошлом — значит не давать ему шансов на будущее. И это проблема не только для города.

Один из участников обсуждения в «Фейсбуке» заметил, что любой бренд — это не только логотип. Это легенда, воплощенная в рисунке. И если мы говорим о бренде целого города, то эта легенда должна находить отклик в сердце каждого жителя — а героическая оборона Севастополя, несомненно, находит. Но бренд ведь не только об этом. Он, в первую очередь, о том, что город представляет собой сейчас, как он развивается и куда стремится.

Например, другой город-герой — Петербург, переживший тяжелейшую блокаду, выбрал своим логотипом не летопись скорби военных лет, а тот набор впечатлений, который готов подарить каждому гостю сейчас.

Дворцы и соборы, фонтаны и скверы и даже очаровательные уличные кафешки, которыми в том числе знаменит Петербург, стали его визитной карточкой — несмотря на весь ужас пережитой войны.


Неужели кроме героизма давно павших воинов Севастополю больше нечего предъявить миру?


Пора признать, что город давно перестал быть военно-морской крепостью. Флот нас больше не кормит. Кормить Севастополь способны инвесторы и туристы, но мы постоянно жалуемся, что ни те, ни другие к нам почему-то в достаточном для кормления количестве не едут. А не едут они, в том числе, потому, что город с огромным потенциалом самодовольно кичится историей, созданной предками, не желая создавать новую историю, здесь и сейчас.

У нас практически нет производств. Застыла работа на Севморзаводе. При всей протяженности береговой полосы в Севастополе — практически нет хороших пляжей. За два года так и не раскрылся потенциал эно- и гастротуризма. Со скрипом развивается Большая севастопольская тропа  — проект, способный привлечь любителей горного отдыха со всего мира.

Многие пишут, что Севастополю не нужен бренд. Мол, памятник Затопленным кораблям — и есть наш логотип, известный по всему свету. Но мало показать туристу город-герой на карте — его надо чем-то привлечь. А привлекать пока что, увы, нечем.

Именно поэтому Севастополь на сегодняшний день, по меткому замечанию Алексея Чалого, остается объектом «туризма одного дня». Курортникам, живущим в пансионатах на ЮБК, в самом деле хватает дня, чтобы проехаться по главным «точкам». 


На мой взгляд, настоящий героизм сегодня заключается в том, чтобы признать эту правду, перестав прикрываться осколками взорвавшихся здесь когда-то снарядов. В конце концов, этот город защищали для того, чтобы он жил и развивался, а не паразитировал на былом.


А пока над Севастополем реет флаг военного консерватизма, сюда никогда не хлынет прогресс и продолжат уезжать те, кто мог бы сделать для города что-то хорошее.

В общем, если мы не хотим, чтобы Севастополь окончательно превратился в хоспис для материковых пенсионеров, — а преимущественно они покупают сегодня здесь жилье, — то пора бы уже оглядеться по сторонам. И найти, чем этот город славен, кроме заслуг наших предков.