Законопроект о выплате компенсаций привычно представлял глава департамента по имущественным и земельным отношениям Рустэм Зайнуллин.
«Закон позволит урегулировать принятые правительством Севастополя решения о национализации имущества, находившегося в собственности юридических и физических лиц, для защиты прав собственников», — сообщил чиновник.
Мнения депутатов разделились. Борис Колесников призвал законопроект одобрить, и привел пример «Севморзавода», который при Украине принадлежал структурам нынешнего президента Украины Петра Порошенко.
«Люди, мягко говоря, не очень хорошо относятся к окончательному бенефициару завода, — говорит прогубернаторский депутат. - Люди не понимают, за что платить? Люди не понимают, как платить тем, кто ведет войну? С другой стороны, мы имеем юридический факт национализации «Севморзавода», а национализация всегда имеет возмездный характер. Мы обязаны платить.
Если мы не примем закон, то у бывших собственников будет только один путь – в международные суды. И мне не хочется, чтобы имущество России где-то и кем-то арестовывалось».
Депутаты Вячеслав Горелов и Виктор Посметный принимать законопроект отказались даже в первом чтении, мотивировав это тем, что решать проблему возмещения за национализацию должен правопреемник правительства Сергея Меняйло, который собственным указом, несмотря на протест большинства парламентариев, принял решение об отчуждении частных предприятий в собственность города.
В итоге за принятие закона в первом чтении не хватило одного голоса. В пользу решения принять закон о компенсации за национализацию проголосовали 12 депутатов, против – 9, воздержались – 2.
Это уже вторая попытка правительства Дмитрия Овсянникова оплатить национализированное экс-губернатором Севастополя Сергеем Меняйло руками местного парламента.
В мае прошлого года депутаты проголосовали против документа, и закон принят не был, несмотря на все те же заявления о том, что документ одобрен правовым отделом Администрации президента.
Деньги на компенсацию владельцам более 35 национализированных в 2015-16 годах активов замгубернатора Илья Пономарев предложил выделить из бюджета Севастополя.
Тогда вице-спикер ЗС Александр Кулагин пояснил «Примечаниям», что голосовать против этого законопроекта – его принципиальная позиция. Депутаты неоднократно заявляли о незаконности действий Меняйло. Кроме того, распоряжение о национализации было принято именно правительством Севастополя, поэтому расплачиваться за решения Меняйло должна именно исполнительная власть города как правопреемник, говорил Кулагин.
«Поскольку все процессы, связанные с национализацией частного имущества, наше правительство [Севастополя] регулировало своими правовыми актами, то все вопросы по компенсациям могут быть отрегулированы теми же правовыми актами правительства, — говорит Кулагин. — Поскольку Заксобрание отклонило все законы по национализации, это является основанием для того, чтобы не принимать никакие законы связанные с компенсациями. Правительство РФ не обязывает принять закон, нас могут обязать рассмотреть закон».
Напомним, в 2015 году было национализировано 13 предприятий: ПАО «Севморзавод», СРК «Севморсудоремонт», ГП «Внешэкономсервис», ООО СПТ «Корабел», ООО «Севмордорстрой», ООО «Севморверфь», ООО «Севмормаш», ООО «Новая эра», ООО «Инкермебель», ООО «Севморрэмо», ООО «Югсевморсервис», ГП «Севморэнерго», ГП «Конструкторское бюро радиосвязи» (в народе — «одеколон»).
При национализации Севморзавода пострадали и 9883 физических лица — жителей Севастополя, акционеров предприятия.
Кроме того, в июле 2016 года Меняйло подписал новое постановление №662-ПП о национализации ещё 28 объектов: четырех автостанций, центрального и птичьего рынка, гостиницы, торгового павильона, двух магазинов, административного здания, топливной базы и 15 автозаправочных комплексов.
Часть этих активов принадлежала местным предпринимателям и не являлась собственностью украинских олигархов.
Например, севастопольский Центральный рынок контролировал потребительский кооператив «Крымпотребсоюз», который благодаря волне национализации Меняйло, а также крымского премьера Сергея Аксенова, лишился вообще всего имущества на полуострове. Причем в республике частную собственность отбирали именно законом, который депутаты Госсовета приняли, в отличие от севастопольского Заксобрания. Позже на иномарке «Крымпотребсоюза» Audi Q7 ездил экс-мэр Симферополя Геннадий Бахарев, который этого даже не скрывал.
Между тем еще за месяц до второго распоряжения Меняйло, в июне 2016 года, замминистра экономики РФ Евгений Елин поручал разработать механизм возврата национализированного в Севастополе и Крыму имущества прежним владельцам. А глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков тогда же прогнозировал: отмена национализации в Севастополе и Республике Крым неизбежна. В Минюсте вообще говорят, что регулирование имущественных отношений в Крыму не соответствует Конституции «ни формально, ни по существу».