Севастополю обещают «умные боксы» для туристов

До конца года правительство города планирует создать для туристов сеть инфобоксов с дисплеями и зарядниками, напоминающими хорошо известные жителям «умные остановки». Кому достанется контракт, пока неизвестно. Впрочем, говорить об этом пока рано — для начала чиновникам стоило бы завершить текущие проекты.
Ольга Соловьева
27.07.2016

Об идее так называемых визит-центров для туристов «Примечаниям» рассказала руководитель Центра развития туризма Севастополя Екатерина Химичева. По ее словам, это будут павильоны, куда гости города смогут зайти подзарядить телефон, воспользоваться интернетом и получить любую нужную информацию: где разместиться, что посмотреть, куда пойти.

По сути, проект напоминает «умные остановки», только функционал визит-центров по задумке немного шире и предоставлять информацию будет не компьютер, а живой человек. Впрочем, только днем — по ночам в павильонах все-таки планируется самообслуживание.
«Мы хотим ввести сенсорные терминалы с системой "антивандал", — рассказывает Химичева. — К сожалению, круглосуточно работать мы не сможем, но считаем, что информация должна быть доступна круглые сутки. Но сотрудник очень важен: по сути, он является неким координатором. Не всю информацию можно получить в интернете и не всегда ее можно правильно истолковать. На сайте нельзя прописать эмоцию, с которой сотрудник ее выдает. К тому же, терминалами не все умеют пользоваться».

Химичева обещает, что большинство услуг инфоцентров будут бесплатными, а зарабатывать они смогут на продаже сувениров.

Павильон на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Начал работать в 2003 году и стал первым павильоном, созданным для бесплатной информационной поддержки туристов. Сотрудники отвечают на вопросы о городе, обеспечивают картами и путеводителями.

До конца этого года правительство обещает поставить два визит-центра: один — на площади Нахимова, расположение второго пока обсуждается. В перспективе они должны появиться во всех туристических зонах Севастополя. Проблема в том, что времени осталось не так много, а проект находится только на стадии подготовки технического задания.

«График пока не определен, — уточняет Химичева. — Сейчас прорабатывается форма самого здания. Мы обращается к профессионалам, которые знают не только сферу туризма, но и историю города. Им проще определить, какой архитектурный стиль будет приемлем».
Как только ТЗ будет готово, департамент приоритетных проектов объявит конкурс на разработку и реализацию проекта. Победитель будет один, и ему предстоит сделать работу «под ключ»: от макета павильона до подбора персонала.

Один из потенциальных участников конкурса, глава компании «Городские инновации» Антон Червинский, выступавший в Севастополе инвестором проекта «умные остановки», считает, что в этом кроется подвох: по его мнению, конкурс стоило бы проводить в несколько этапов.
«Меня пугает вопрос эстетики, — говорит Червинский. — Если конкурс будет происходить по принципу „кто дешевле сделает эту конструкцию“, то результат может быть удручающим. Мое мнение: есть смысл в первую очередь провести некий архитектурный конкурс на эти объекты, а уже потом, утвердив внешний вид, определять подрядчика. Эти центры должны быть в первую очередь красивыми для туристов».

Сам он тоже не против поучаствовать в разработке макета.

«Умная остановка» в Севастополе. Ум ее сводится к платежному терминалу, видеокамерам слежения и портам для подзарядки гаджетов.

Впрочем, конкурс еще не объявлен, так что говорить об итогах сейчас преждевременно. Разговоры о брендировании и продвижении Севастополя как туристического региона идут постоянно, но масштабных проектов, реализацией которых местные чиновники могли бы похвастаться за два года работы, как не было, так и нет.

Одним из таких проектов могла стать установка указателей туристической навигации в едином стиле, как это сделали в Крыму. Расставить знаменитые «коричневые знаки» в Севастополе тоже давно обещают, но никак не сделают. Как уверяет Екатерина Химичева, до конца года появятся в городе и они.

Другой масштабный инфраструктурный проект, о котором не раз громогласно заявляло правительство — маркировка Большой севастопольской тропы: составление туристических маршрутов, установка указателей и информационных стендов возле интересных мест.

Курирует это направление департамент приоритетных проектов развития Севастополя, и кое-что в этом году действительно сделано, однако до завершения работ еще далеко.

По словам председателя Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя, депутата Юрия Круглова, который является одним из авторов и инициаторов маркировки Большой севастопольской тропы, 25 июля завершилась установка 85 столбов между Ласпинским перевалом и Чертовой лестницей. Но это лишь половина работы, и в этом году ее продолжать не планируют.