«Дух великой мечты и великой победы 18 марта 2014 года все еще бродит по Севастополю, — отмечает Чалый. — И мы по-прежнему ждем чуда. И сожалеем о факте его опоздания на станцию назначения. Мы предъявляем претензии к власти и друг к другу. Мы выискиваем ошибки и наслаждаемся их обсуждением.
И дороги, кажется, уже делаются, и мусор убирается, и новые школы и детские сады строятся. И в конце экономического туннеля какой-то свет забрезжил. И свежая стратегия развития города аж до 2035 года принята. И все в ней, вроде бы, правильно расписано — бери да делай. Ан, нет — чего-то важного не хватает.
А, может быть, нам просто не хватает мечты, которая бы была облечена в простую формулу и в которую готовы поверить большинство горожан?», — задается вопросом он.
По словам Чалого, такой мечтой могло бы стать превращение Севастополя в патриотическую столицу России.
«Москва — административная и деловая столица России, Санкт-Петербург — культурная. А Севастополь, третий город федерального значения, — какая столица? Захотелось ответить: «Патриотическая», — пишет он.
Исторических причин считать Севастополь «патриотической столицей»хватает уже сейчас. Но для того, чтобы город стал ею в полной мере, недостаточно содержать культурно-исторические сокровища и места боевой славы в достойном виде.
«Невозможно себе представить патриотическую столицу без современного городского пространства, бережного отношения к уникальной природе региона, современной экономики и образования, — пишет Чалый.
Мы обязаны сохранить для потомков урочище Ласпи, пострадавшее в годы украинского безвременья.
Вернуть историческому центру города, захламленному рекламным мусором, статус уникального архитектурного пространства.
Создать новую городскую прибрежную зону, подобную основанному после Крымской войны Приморскому бульвару, который, к сожалению, и по сей день является единственной доступной публичной городской набережной.
Это неизбежно скажется не только на развитии экономики региона за счёт привычного для Крыма курортного отдыха, но и на процветании военно-исторического туризма, возможного в таких масштабах только в Севастополе», — уверен бывший народный мэр.
Движение в этом направлении уже начато, отмечает он. Восстанавливаются заброшенные мемориальные комплексы на Малаховом кургане и Историческом бульваре. Строится самый большой в России парк исторических реконструкций на Федюхиных высотах, филиал Парка Патриот на территории 30-й береговой батареи. По поручению Президента РФ Владимира Путина в урочище Ласпи создается особо охраняемая природная территория (ООПТ), а между Карантинной и Артиллерийской бухтами — приморский парк.
«Но только за счет туризма экономику в таком городе, как Севастополь, не создать. Необходимо развитие приоритетных отраслей экономики, опирающихся на многолетние севастопольские традиции: комплексного обслуживания флота, интеллектуальной электроэнергетики, виноделия», — пишет он.
Конечно, мы слышим голоса скептиков: «Вы бы сначала дырки в дорогах залатали. Вы бы сначала зарплаты подняли. Вы бы…» Это верно. И дырки на дорогах, и дырки в карманах нужно латать. Но это не может служить оправданием для бездействия и отказа от развития.
В доказательство того, что латание дыр не мешает развитию, Чалый приводит примеры двух восстановлений Севастополя, полностью разрушенного в годы Первой и Второй оборон.
«Неужели тем, кто восстанавливал Севастополь после Крымской войны, было легче, чем нам сегодняшним? А разве проще было восстанавливать истекший кровью город после его освобождения в 1944 году?»
«В 2014-м году, когда, казалось бы, всякая надежда вернуться к естественному пути исторического развития была утрачена, мы тоже оказались достойными наших предков, найдя в себе силы и волю защитить Севастополь, — напоминает Чалый.
Уверен, что и сегодня мы можем и обязаны найти в себе эту силу и волю. И воплотить мечту — сделать Севастополь подлинной патриотической столицей России».
Напомним, что добровольную отставку Алексея Чалого с поста спикера заксобрания Севастополя в декабре 2015 года комментаторы называли «поражением в войне с бюрократией и коррупцией той инициативы народных масс, которая привела в начале 2014-го к «Крымской весне».