В распоряжении «Примечаний» оказалось отдельное поручение губернатора Севастополя, датированное 28 сентября — на сайте правительства оно не опубликовано. В нем пять пунктов, три из которых устанавливают ограничение общения руководителей департаментов и управлений со СМИ.
В «тайном указе» говорится, что если в какое-то из ведомств правительства обратились журналисты, устно или письменно, то властям необходимо проинформировать об этом управление массовых коммуникаций, а затем направить прессу за комментарием к ним же: каждое слово должно быть согласовано.
Кроме того, указ накладывает ограничение на общение чиновников с общественниками и представителями политических партий. Теперь любое взаимодействие с ними тоже будет согласовывать департамент массовых коммуникаций. Под удар «особого распоряжения» попали даже заместители губернатора. Теперь они должны приглашать сотрудников департамента массовых коммуникаций на ежедневные утренние совещания, посвященные планированию своей деятельности на день.
Указ действительно работает. Даже те чиновники, которые раньше оперативно давали пояснения, стали отказываются от любого общения с журналистами. Кроме того, прессу стали просить согласовывать с правительством вопросы. Пока что это просьба с аргументом «дайте заранее вопросы, чтобы мы подготовили хорошие ответы».Напомним, в июле журналистов уже попытались загнать в рамки официальных и правильных комментариев: под зорким оком работников пресс-служб или через письменные запросы. Пиарщики называли это «профессионализацией комментариев».
Сам Овсянников отказался комментировать свой же указ, перенаправив в департамент общественных коммуникаций: «Я думаю, вам стоит получить комментарий в данном подразделении», — сказал губернатор.
Глава департамента общественных коммуникаций Иван Чихарев, к которому нас послал Овсянников, сообщил, что новый порядок сделает комментарии чиновников более профессиональными.
«Мы это ввели, апробировали практику запросов, — заметил Чихарев. — Запросов выполнили огромное количество. Мы стараемся делать в срок, бывает даже быстрее, чем предусмотрено законом о СМИ [семь дней]. Поэтому мы поняли, что можем это делать и ввели все официально. Мне кажется это успешная практика». Он заверил, что повода для беспокойства нет, работу журналистов подобная практика не усложняет.
«Наоборот, делает ее более профессионально и основанной на более продуманной основательной и грамотной фактуре, нежели общение со СМИ в экстремальных условиях, когда человек — руководитель органов исполнительной власти или другой чиновник — не готов, не находится в материале. — уверяет Чихарев.
Также глава департамента сообщил, что чиновникам, выступившим с несогласованным комментарием, будет грозить наказание, предусмотренное законом о гражданской госслужбе. А именно: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение.Чихарев упускает из вида, что зачастую материал готовится от силы несколько часов, и публикация материала с комментарием чиновника в том числе в интересах самого правительства. В то же время журналисты и местных и федеральных СМИ, опрошенные «Примечаниями», отмечают — департамент общественных коммуникаций не укладывается даже в обозначенные законом сроки, многие запросы «теряются», а те ответы, что в итоге дает пресс-служба, полны формализма — конкретика, интересющая журналиста, отсутствует.
«То, что готовят информацию на блюдечке — с одной стороной неплохо, — говорит журналист портала ForPost Алексей Лохвицкий. — Но не всегда нужны сухие цифры. Иногда необходима реакция чиновника на происходящее, чего выхолощенный ответ, конечно же, не дает. С журналистами, на мой взгляд, нельзя говорить языком бюрократии. Этот подход сводит информацию до сухой статистики. Фактически в глазах читателей будет исключительно «департамент», «управление» и так далее. А людям нужны такие же живые люди, которые понимают их вопросы и проблемы».
«Профессионализация комментариев» — красивый термин, преследующий одну цель: не дать чиновникам ляпнуть лишнего. Не только прессе, но и общественникам. Особенно сейчас, когда девелоперы получили «пропуск в правительство», говорит собеседник «Примечаний», близкий к аппарату губернатора.
Как раз особые взаимоотношения застройщиков: экс-министра обороны Украины Павла Лебедева и депутата госсовета Крыма Евгения Кабанова с с чиновниками стали темой обсуждения не только для местных журналистов, но и федеральных СМИ и экспертов.В спорные заявления главного архитектора Александра Моложавенко, когда он опроверг обещание Овсянникова организовать повторные общественные слушания о Генплане, пришлось опровергать пресс-службе через официальный сайт правительства.
Путался в комментариях и зам Моложавенко – Александр Храмов, который в разговоре с журналистом «Вести-Севастополь» сначала сказал, что документы Кабанова на застройку Солдатского пляжа в порядке, а минутой позже допустил, если спецкомиссия, анонсированная Владимиром Путиным, может найти в разрешительных актах чиновников нарушение закона, тогда стройку отменят.