«Винодел должен быть убедительным». В филиале МГУ открылась «Лаборатория вин»

Сегодня в Севастополе открылся долгожданный научно-методический центр виноградарства и виноделия «Лаборатория вина». Прослушать первый интенсивный курс «Лаборатории вин» в уникальном винном классе под руководством Павла Швеца собрались сомелье и начинающие виноделы со всей России. Авторы курса рассказали журналистам, чему научатся будущие выпускники и как будет развиваться учебный центр.
Ольга Апанасова
23.05.2016

Пока что научно-методический центр открыл двери для тех, у кого уже есть некий опыт в области виноградарства и виноделия, чтобы рассказать начинающим специалистам о новых технологиях создания и продвижения качественного вина в своем регионе. Однако автор идеи, глава ассоциации виноградарей и виноделов Севастополя Павел Швец подчеркнул, что основной замысел «Лаборатории вин» заключается в подготовке кадров «с нуля» для развития отрасли в Севастополе.

«В Севастополе большой потенциал для создания качественного вина, и когда мы стали Россией, мне удалось написать программу развития виноделия в нашем городе до 2020 года, — напомнил Швец. — Эту идею поддержали депутаты [заксобрания города] и Алексей Михайлович Чалый, после чего она стала одним из пяти векторов развития региона. Смысл заключается в создании мощного винодельческого кластера на основе более 200 небольших предприятий полного цикла, чтобы вывести наш винодельческий регион на мировой уровень. При разработке программы мы столкнулись с многими препятствиями, которые стоят на пути ее реализации. Земля-то прекрасна, но нам нужно знать, какие сорта сажать и как их обрабатывать, чтобы вина региона были узнаваемы, нужно оборудование и консультанты, которые помогут инвесторам в выборе, нужны винзаводы. Тогда мы поняли, что главной проблемой является отсутствие специалистов вообще. Нам нужны агрономы, виноделы и маркетологи, поэтому я предложил создать факультет винограда и вина».

Первые студенты лаборатории будут изучать, в основном, маркетинг. По словам Павла Швеца, умение мастерски рассказать о вине и продать его не менее сложно и важно, чем произвести его.

«Я всю жизнь занимался продажей вина, — говорит он. — На первую работу пришел помощником сомелье и 15 лет проработал сомелье в ресторане. Затем у меня была торговая компания, я импортировал вино из Европы в Россию. Потом открыл собственный ресторан. На свой виноградник я тоже заработал продажей вина, и понимаю, что это такое. Есть разные уровни продаж, и чтобы успешно работать, на каждом уровне нужны специальные знания. Научиться продавать вино сложно даже в ресторане, а в масштабе всего региона — тем более. Сомелье должен быть убедительным. Он должен рекомендовать вино так, чтобы у гостя даже не возникло сомнений в том, что эта рекомендация правильная».

Постигать азы виноделия и маркетинга ученики лаборатории будут всю неделю с 10 утра до позднего вечера, так что первые выпускники появятся в «Лаборатории вин» уже в субботу. Созданием интенсивного курса его авторы пошли навстречу жителям других регионов, которые давно наслышаны о развитии авторского виноделия в Севастополе и хотели бы перенять опыт молодого винодельческого региона.

«География слушателей курса очень обширна, — говорит директор «Лаборатории вина» Дмитрий Ковалев. — У нас есть люди из Дагестана, Краснодарского края, Волгограда. То есть практически со всего юга России, где мало-мальски производят вино. Есть и те, кто приехал из Воронежа, Питера и Москвы. Они, конечно, не могут на месяц оторваться от работы, чтобы слушать лекции по два часа в неделю, поэтому мы создали пробный интенсивный курс — 72 часа за 6 дней».

Впрочем, создатели обещают, что уже к осени в «Лаборатории вин» появятся самые разные курсы — как более углубленные и длительные программы для сомелье и кавистов, так и вечерние лекции для туристов и любителей вина.

Цель пробного интенсива «Лаборатории вин» — помочь начинающим виноделам и инвесторам в короткие сроки подчерпнуть новые знания, которых в учебниках не найдешь.

«Наши слушатели — это малые виноделы, которые хотят производить вина высокого качества в небольшом количестве, технологи средних и больших предприятий и те, кто только хочет заняться этим делом — потенциальные инвесторы, которые готовы купить землю и производить высококачественные вина, но не тратить 20-30 лет, пока придет опыт», — объясняет винодел Алексей Сапсай, который работал во Франции и Армении, а теперь специально приехал в Севастополь, чтобы преподавать технологические основы виноделия.

Пока «Лаборатории вин» финансируют только сами виноделы, но им уже удалось договориться о сотрудничестве с ведущими зарубежными институтами.

«Мы уже договорились о сотрудничестве с Институтом энологии Шампани и колледжем сомелье во Франции, — рассказывает Дмитрий Ковалев. — Сюда будут приезжать специалисты и рассказывать нам о виноделии своих регионов, причем они готовы делать это за копейки — просто потому, что работать с Крымом интересно».

«Лаборатория вина» также собирается приглашать специалистов по сельскому хозяйству и биологии из профильных российских вузов и крымского Института виноградарства и виноделия «Магарач».

«Наши преподаватели сами обучались за рубежом и получили достаточный багаж знаний, чтобы поделиться теми знаниями, которых пока нет в других российских вузах, — говорит директор «Лаборатории вина». — Но главное, что преподавать у нас будут не только люди с ученой степенью, это будут прежде всего практики».

«Лаборатории вин» и сама станет научным центром: по словам Дмитрия Ковалева, здесь будут разрабатывать методику преподавания для российских школ сомелье и заниматься исследованием местного виноделия.

В перспективе и создание полноценной магистерской программы для студентов филиала МГУ. Впрочем, не только для МГУ — по словам авторов винодельческой учебной программы, они готовы к работе и с другими вузами.

«Мы надеемся, что данный курс поможет тем, кто занимается фермерским виноградарством и виноделием, — подытожил Алексей Сапсай. — Именно такой подход позволяет развивать кластерную экономику, создавать большое количество рабочих мест, создавать конкуренцию и, тем самым, повышать качество местного продукта».