Указ о создании охранной зоны вокруг заповедного урочища «Скалы Ласпи» №68-УГ был подписан губернатором 7 декабря 2017 года. Он ступит в силу спустя 10 дней с момента подписания.
Согласно документу, под охрану попадут 54 га территорий, граничащих непосредственно с памятником природы. Здесь деятельность человека будет частично ограничена, но не так строго, как на самих «Скалах». Вводимые запреты прописаны в специальном положении, разработанном правительством еще в начале 2017 года.
В частности, в границах охраняемых территорий нельзя строить и эксплуатировать объекты, вредящие экосистеме памятника, выделять индивидуальные участки под застройку и сельхоздеятельность, уничтожать почвенный и травяной покров, вести разведку и добычу полезных ископаемых, заготовку древесины, выжигать растительность и размещать отходы, хранить и использовать агрохимикаты и пестициды, мыть машины и наносить надписи на скалы.
Градозащитники и борцы с незаконной застройкой позитивно восприняли новость о подписании указа, но напомнили, что с нетерпением ждут от Дмитрия Овсянникова обещанного создания ООПТ в самом урочище Ласпи, где по-прежнему продолжается вырубка реликтовых лесов.
«Можно только приветствовать инициативу губернатора, — приводит Forpost слова члена общественной палаты Севастополя Григория Донца. — Установление охранных зон вокруг особо охраняемых природных территорий — это практика, соответствующая требованиям закона об особо охраняемых природных территориях. Вот уже первый шаг сделан, и мы с нетерпением ждём второго, когда будет создана ещё одна ООПТ — «Бухта Ласпи», чтобы поручение президента и правительства России были выполнены, и год экологии в России завершился на позитивной ноте».
По закону охранная зона положена не всем ООПТ, но «Скалы Ласпи» относятся к памятникам природы, для которых создание своеобразного «буфера», ограничивающего деятельность человека, обязательно. Правительство в течение двух лет готовило документы о ее создании, и вот, наконец, указ был подписан.
«Губернатор сделал то, что должен был сделать, — отметил общественник Иван Комелов. — По закону охранная зона там нужна. Другое дело, не выдаст ли Овсянников этот указ за выполнение поручения президента — вот в чем главный вопрос».
Подобные опасения обоснованы — прецедент с подменой уже был. В мае этого года в протокольном поручении президента РФ, утвержденном по итогам пленарного заседания IV медиафорума ОНФ «Правда и справедливость», вместо распоряжения обеспечить охрану урочища Ласпи, площадью более 900 га, фигурировало распоряжение защитить от человеческой деятельности заповедное урочище «Скалы Ласпи», площадью всего 18 га, охрана которого осуществляется уже почти 40 лет — с 1979 года.
Это поручение президента стало ответом на просьбу защитить от застройки урочище Ласпи, прозвучавшую на питерском медиафоруме 1-3 апреля из уст севастопольского журналиста Антона Пархоменко. Однако просил он Путина защитить вовсе не отвесные скалы, на которых и так невозможно ничего построить. Речь шла о лесной земле в Ласпи, где при Украине было роздано около 2 тысяч участков, которые продолжают активно осваиваться.Тогда, в мае 2017, представители и регионального ОНФ, и правительства Севастополя заявили, что в документ, подписанный президентом вкралась досадная ошибка. Причем обе стороны обвинили друг друга: в ОНФ заявили, что подлог совершили чиновники, готовившие документацию для поручения, а чиновники — что неточность вкралась «по линии ОНФ». Благодаря тому, что ошибка была вовремя замечена, текст поручений был изменен.
Чтобы понять разницу между «Скалами Ласпи» и «урочищем Ласпи», посмотрим на карту. ООПТ «Скалы Ласпи» находится выше трассы Севастополь-Ялта, площадь памятника природы составляет всего 18 гектаров.
Теперь к указанной территории прибавится узкая полоска площадью 54 га, расположенная южнее самих скал — в сторону трассы. Кстати, в границы этой охранной зоны совершенно предсказуемо не попали придорожные кафе и коттеджи так называемого «ментовского городка» — дачного поселка, участки в котором при Украине получали работники МВД.
Схема границ охранной зоны из указа, подписанного 7 декабря 2017 года
Само урочище Ласпи, охраны которого вот уже 8 месяцев не могут добиться севастопольские общественники, сенаторы и депутаты Государственной Думы во главе с президентом, находится ниже трассы.
Площадь будущего ООПТ составляет более 900 га. Документы, в том числе и положение о создании охранной зоны, давно готовы и могли быть подписаны еще в сентябре-октябре. Однако правительство Севастополя медлит, прикрываясь возможной «социальной напряженностью»: пока в судах идут разбирательства по искам о незаконном выделении земель в Ласпи при Украине, губернатор подписывать постановление по ООПТ не будет.
Тем временем, распоряжение президента о разработке мер по ограничению хозяйственной деятельности в урочище Ласпи, находится на контроле у администрации президента, сообщает НТС.
«Срок исполнения президента продлен. С контроля данное поручение не снято», — гласит ответ АП на запрос севастопольских журналистов.
Пока правительство Севастополя медлит, застройка Ласпи продолжается — об этом свидетельствуют фото и видео материалы, снятые СМИ и общественниками во время выездов в урочище. Однако Сеприроднадзор, призванный контролировать исполнение природоохранного законодательство, очевидного будто бы не замечает. По словам главы ведомства Сергея Самойлова, новых вырубок в Ласпи не ведется, а строительство вторых этажей нарушением не является.
И это при том, что для остановки застройки постановления Овсянникова о создании ООПТ вообще-то не требуется: большая часть урочища Ласпи уже закадастрирована как лесная зона, а значит, строительство там по закону запрещено.
Видимо, истинной причиной промедления является не гипотетические «социальные взрывы», а поэтапно вступающая в силу «лесная амнистия», по которой у застройщиков появилась возможность узаконить недвижимость в так называемых «лесных городках». Когда все вторые этажи в Ласпи будут достроены, бассейны наполнены, а документы на недвижимость — получены, ввод ООПТ уже ничего не сможет изменить.