7 ноября у сорока феодосийских семей был праздник — согласно федеральной целевой программе их переселили из ветхого жилья в новый многоквартирный дом. Радостное событие широко освещалось в СМИ, как крымскими, так и центральными телеканалами. Вручать ключи переселенцам приехали высокопоставленные чиновники: федеральный министр Михаил Мень, ответственный за строительство и ЖКХ, крымский премьер Сергей Аксёнов и другие официальные лица.
Осталось только порадоваться за людей, сменивших жилища на новые, уютные и комфортабельные, за крымчан, за ответственных товарищей, рачительно и хозяйственно осваивающих средства, выделенные Родиной по программе улучшения жилья.
А вот крымский общественный деятель Александр Талипов посмотрел за кулисы торжественного мероприятия. Открывшийся сюрприз может слегка ошеломить даже видавших виды общественников. Со всей ответственностью следует сказать, что в присутствии федерального министра и крымского премьера имело место наглое очковтирательство, граничащее с дерзостью.
Судите сами. Из небольшого фильма, снятого Александром Талиповым, следует, что авторы «потёмкинской деревни» предъявили начальству один более-менее готовый подъезд на восемнадцать квартир, при заявленных в СМИ сорока.
Очковтиратели не побрезговали привести министра в подъезд, пол и ступеньки которого были облицованы плиточным боем, выложенным, по меткому замечанию автора, «византийским узором». Между лестницей и стеной зияли незаделанные зазоры. В нарушение российских норм, в доме отсутствовал лифт, зато подрядчик вместо технологического этажа устроил что-то вроде пентхауса за мелкий прайс.
Вдобавок оказалось, что далеко не все обитатели подъезда являются переселенцами по ФЦП, а некоторые жильцы оплатили квартиры за свои кровные ещё год назад.
В других подъездах жизнь даже не теплилась. Там полы и лестницы радовали глаз неброской цементной поверхностью, подвал зиял неэстетичными дырами, а из электрических щитов наружу свисал всяческий срам. В дом не проведены газ и теплоснабжение, так что предстоящий зимний сезон обещает быть бодрым для счастливых переселенцев.
Ради интереса общественник заглянул на соседнюю стройку, где возводится аналогичный дом, также по ФЦП улучшения условий жилья. В глаза бросилась крайняя экономность подрядчика: цокольный этаж дома возводился из уценённых материалов, по всей видимости, утащенных из отслуживших своё домов.
По идее, ответственных за возведение дома лиц должен был волновать тот факт, что бэушные материалы используются при монтаже несущих конструкций, но похоже, подобный эконом-экстрим для них — строительная рутина и плешь комариная.
Как сообщают, узнав об изнанке новоселья, крымский премьер Аксёнов потребовал устранить недостатки, угрожая в противном случае стереть халтурщиков в порошок.
Остается надеяться, что порядок действительно будет наведен. Как и в случае обещания разгрести авгиевы конюшни на вершине Ай-Петри к 1 ноября. С крайнего срока прошла уже неделя, а помойка на Яйле продолжает сливать нечистоты в ялтинский водозабор.
Само по себе странно, что ответственные за исполнение ФЦП в Крыму доверили строительство жилья для переселенцев данному подрядчику. Конкретно – строительной фирме Романа Лукичёва, как утверждает Талипов.
В прессе можно найти упоминания, как в 2010 году его контора построила 90-квартирный дом в феодосийском районе Ближние Камыши, половину которого выкупило минобороны Украины. Обрадованные украинские военные, вселившиеся в новёхонький дом недалеко у моря, обнаружили, что для полного счастья их жилью не хватает 800 метров водовода, газопровода и ещё нескольких километров электропроводки. То, что в дверях не хватало ручек, как и прочие недоделки, показались новосёлам детским криком на лужайке по сравнению с тем, что в доме не работала канализация. То есть, абсолютно. Но жить как-то надо, так что жильцы таскали вёдра с водой с обречённостью блокадников, жидкие помои выливали вокруг дома, а до ветру бегали в ветхое строение типа «сортир», стоящее в близлежащих камышах.
Идя навстречу жалобам жильцов дома, украинское минобороны заставило деляг проделать все доработки и закупить недостающее оборудование за свой счёт. Но, раз уж подрядчик и его бизнес до сих пор плодят брак и чуму, следует сделать вывод, что за дом без удобств он обделался легким испугом.