17 июня в Севастополе на улице Правды и в районе вокзалов снесли два щита наружной рекламы с предвыборной агитацией действующего спикера заксобрания Екатерины Алтабаевой и депутата Михаила Чалого. Это уже второй случай демонтажа бордов, на которых партия власти закупила рекламу. В конце апреля по распоряжению губернатора снесли 90 из 100 бордов ЕдРо. В правительстве говорят, что большинство бордов в городе вообще незаконны.
Екатерина Алтабаева уверяет, что потеря бордов её не сильно расстроила. Гораздо хуже то, что срезали порядка 500 рекламных досок, размещенных по всему городу. «На них уже были размещены агитационные материалы "Единой России"», - рассказала «Примечаниям» спикер местного парламента. По её мнению, подобные действия чиновников «подрывают возможности партии "Единая Россия" проводить кампанию». Спикер отметила, что в детали она не погружалась и не исключает, что борды действительно не имели всех необходимых разрешений.
«Возможно, уже истек срок договора аренды, может у предпринимателя, который вёл свою деятельность, не все документы были оформлены правильно. Всё это возможно, - допустила спикер. - Мне кажется, просто такие вещи как-то обсуждаются, проговариваются. Это не делается так, публично и преднамеренно. Это неправильно».
При этом она отметила, что лично не занималась размещением рекламы и не знает, заключался ли договор аренды и кто владелец рекламной конструкции. «Рекламу размещало региональное отделение партии "Единая Россия", - заметила Екатерина Алтабаева. - Поэтому они и все договоры заключают, и оплачивают. Я думаю, прежде всего, будет региональное отделение реагировать, и в юридическом смысле тоже».
Кандидатам, баллотирующимся по мажоритарным округам, положен собственный избирательный фонд, из которого они могут оплачивать предвыборные расходы (в том числе и на агитацию), но им также заведует партия, пояснила Екатерина Алтабаева.
В разговоре с «Примечаниями» она не исключила, что список кандидатов «Единой России», существующий на сегодня, может быть изменен. «Возможно, он будет корректироваться - у нас будет партийная конференция, решение генсовета, оно тоже может что-то изменить в нашем списке, не кардинально конечно, но что-то может и поменяться», - намекнула спикер.
Тем не менее кампания продолжается, но она должна вестись на равных условиях, считает госпожа Алтабаева. И для других политических партий тоже - иначе это вызывает подозрения, что демонтаж бордов ЕР был сделан целенаправленно.
Депутат Михаил Чалый также говорит, что не будет выдвигать никаких претензий ни городскому правительству, ни владельцу борда.
«Я не буду реагировать, не я эти билборды вешал, если вопрос, буду ли я подавать в суд, то нет, не буду», - сообщил Чалый. Он не в курсе, существуют ли договора на аренду рекламных щитов, на которых висит его агитация. Сам он этим не занимался, а кто в партии договаривался о размещении наружной рекламы - не знает. Детали о владельцах бордов «демонтированных» кандидатов посоветовал уточнить в партии.
Глава регионального отделения «Единой России» Дмитрий Саблин пояснил «Примечаниям», что в партии пока не решили, будут ли юридически реагировать на снос бордов: подавать в суд, или прокуратуру. Он также подтвердил, что, помимо бордов, кто-то снял деревянные информационные щиты у подъездов. Его личная реакция на происходящее - крайне негативная: «Ладно, сняли бы еще какие-то щиты, но снимать Алтабаеву, женщину снимать, спикера заксобрания – это неправильно».
Напомним, что сторонники губернатора не попали в список кандидатов от «Единой России» по итогам партийных праймериз. Но в партии отметили, что это не финальный список, и возможны корректировки, в том числе на уровне Москвы. По словам Саблина, он не рассматривает демонтаж наружной рекламы ЕР как вид шантажа перед оглашением финального списка кандидатов от партии на выборы. Он говорит, что в список попали депутаты, которые «работают», с учетом социологии и рейтингов кандидатов.
Саблин пояснил, что пока официально избирательная кампания еще не началась, и наружная реклама оплачивается со счета партии. Глава местного отделения не смог назвать сумму, в которую партии обошлась снесенная «наружка». «Мы подсчитываем, пока не могу сказать», - отметил господин Саблин
По информации источников «Примечаний» в партии, во время выборов президента в 2018 году наружная реклама в Севастополе также была незаконной, и множество бордов также находилось под угрозой сноса - но тогда ее не сносили. «Но если Путина никто не валил – страшно было, то Алтабаеву и Чалого не страшно», - говорит наш источник.
Снесенные 17 июня рекламные щиты установила фирма «99 франков», которая связна с экс-министром обороны Украины Палом Лебедевым, уточнил собеседник в «Единой России». По данным «Руспрофайл», в РФ существует три таких фирмы. У всех трех компаний в числе профильной деятельности указана реклама. Одна из них зарегистрирована в Москве и находится в стадии ликвидации, вторая уже ликвидирована (ее юридический адрес - в Удмуртии). Третья фирма – пустышка с уставным капиталом 10 тысяч рублей, у которой нет финансовой отчетности в налоговых базах - тоже московская. Связаться с фирмой «Примечаниям» не удалось, так как в отрытых источниках контактных данных нет.
Пока генсек «Единой России» Андрей Турчак перечислял РБК огрехи исполнительной власти Севастополя, а глава реготделения ЕР Дмитрий Саблин жаловался «Коммерсанту», что местные власти почему-то не сносят агитацию других партий, в правительстве провели совещание с рекламщиками.
Вице-губернатор Илья Пономарёв признал, что рынок наружной рекламы в Севастополе находится вне правового поля, так как срок договоров аренды истек, сообщает пресс-служба правительства. Глава правового управления правительства Михаил Вавилов добавил, что за размещение незаконной рекламы предусматривается штраф от 500 тысяч до 1 млн рублей.
«Будет честно, если и рекламораспространители, и органы власти доведут до основных рекламодателей информацию о текущей правовой ситуации в городе. Рекламодатель должен понимать, что его реклама размещается на незаконно установленных конструкциях. Задача Департамента архитектуры эту информацию до рекламодателей довести», - предупредил господин Пономарев.
Рекламщики предложили продлить переходный период и не демонтировать рекламные конструкции до проведения аукционов, чтобы предприниматели смогли легализовать бизнес, а также увеличить количество мест в схеме размещения. Господин Пономарев в ответ пообещал лишь создать «рабочую группу» «для выработки наиболее оптимальных путей решения сложившейся ситуации на региональном рынке рекламы».
Но по сути это ничего не изменит – рынок рекламы до выборов останется нелегальным, а в правительстве смогут сносить щиты оппонентов, если позволит Москва.
К тому же переполох вызвали всего лишь два снесенных незаконных билборда, а в Севастополе их тысячи. Пожалуй, самое забавное в этой истории даже не то, что, видимо, по распоряжению губернатора, рекламу его оппонентов сносят второй раз. А то, что агитация команды Алексея Чалого, которая на протяжении пяти лет активно борется с Павлом Лебедевым и его предприятиями, теперь размещает свою агитацию на щитах связанных с ним фирм.