Накануне 1 сентября моя подруга Мария написала мне: «Похоже, школы опять прокатили с учебниками. Вчера мне позвонили из родкомитета, просили быть в школе 1 сентября в 11:00 на распределении учебников. Объяснили, что это для того, чтобы не было обиженных. Интересно, сколько мой ребенок получит учебников, если я не приду? В прошлом году не хватало книг. И в этом почему-то не сработали на упреждение и не решили проблему заранее».
Позже выяснилось, что ее дочери — ученице 7-го класса — выдали книги по ИЗО и музыке, а по алгебре, физике, литературе и английскому учебников не хватило.
«Детей объединили в группы, — объяснила мне подруга. — По территориальному признаку: кто рядом живет. В нашей группе три человека: моя дочь и еще два мальчика. На троих у них один полный комплект учебников. Вот сегодня они вдвоем сидели у нас, делали уроки. Потом отнесли книгу второму мальчику. Очень неудобно, это нельзя назвать учебой».
По словам Марии, выдать учебники им все же обещали — примерно к началу октября. «Но я уже не надеюсь, — пожаловалась она. — В прошлом году тоже обещали, но так ничего и не дали».
Но в этой ситуации школа хотя бы обещает. «Наши первоклашки в прошлом году попала в перечень "счастливчиков", которым централизовано доставили книги по программе "Гармония", — рассказывает родительница второклассника Елена. — Но мы на родительском собрании решили, что хотим учить наших детей по "Школе России". И в этом году, на второй класс, нам пришлось купить учебники. Вместе с рабочими тетрадями комплект обошелся в 4500 рублей».
На будущий год директор школы, где учится сын Елены, пообещала сделать запрос на комплекты для третьего класса. Но выделит ли департамент средства на закупку — неизвестно.
«Директор сказала нам, что пока в библиотеке есть бесплатные книги по "Гармонии", закупка для нас «Школы России» не будет приоритетной задачей. Это наш самостоятельный выбор — учиться по этой программе. А школа должна в первую очередь купить те школьные учебники, которых вообще нет. Например, историю для старших классов», — поясняет Елена.
Библиотекарь одной из севастопольских школ поделилась с «Примечаниями», что учебников не хватает практически во всех севастопольских школах. И кое-где без книг сидят целые классы.
«У меня не хватает точечно, — говорит работник школы. — И я еще в мае говорила, что будет не хватать, писала заявки. Однако деньги департамент выделил поздно — только в середине июля. Теперь идут процедуры закупки учебников: договоры, оплата, экспертиза — целое дело. Ждем поставок. Ориентировочно в сентябре-октябре. Но в прошлом году кое-что и в декабре получили».
Директор школы в Гагаринском районе, наоборот, уверена, что деньги департамент выделил вовремя. А вот издательства на запросы школ отвечают не сразу.
«Наша задача была по определенным издательствам, книги которых рекомендованы министерством образования, заказать, — рассказал директор. — По некоторым прозвонили и договоры заключили в начале августа, а одно издательство — учебники которого нам очень нужны и только оно одно их печатает — только в начале сентября откликнулось на наши звонки и сообщения по электронной почте. Издательства перегружены. Если одно снабжает всю Россию, то наверняка в первую очередь их получат те школы, которые имели деньги и заказали учебники еще весной».
Что же касается нехватки учебников по определенным предметам или программам, то здесь работники школ вынуждены признать: департамент не всегда соглашается с теми заявками на финансирование, которые предоставляют школы.
«Я заявку формировала дважды, — делится библиотекарь. — В первый раз написала, к примеру, 100 учебников по одному предмету. А мне приходит согласование только на 95 с просьбой скорректировать количество учащихся по классам. В итоге сумма, которую мы просили, была уменьшена на 60 тысяч рублей».
Библиотекарю пришлось отказаться от закупки учебников по ИЗО для младших классов — английский и математика для среднего звена важнее.
«Нам приходится выбирать, — вторит ей директор. — Мы заранее не знаем, сколько денег нам дадут в следующем году на учебники. Мы уже заявки в бюджет школы подаем на те книги, которых нам сейчас не хватает. Но нам могут, как и в этом году, сказать, что некоторые учебники — недействительны, они не соответствуют стандарту. И нам придется закупать новые. В этом году, к примеру, это была история».
Сформировать запросы на закупку учебников заранее школы могут не всегда. В классах и параллелях постоянно меняется количество учащихся. «Есть школы, — говорит библиотекарь. — Где в прошлом году было три пятых класса, а в этом — уже четыре. В итоге целый класс остался без учебников».
Школы стараются выйти из ситуации, договариваются со своими коллегами из соседних учебных учреждений. «Если мы знаем, что какой-то параллели у нас учеников меньше, а в другой школе больше, то библиотекари меняются книгами», — говорит директор.
В Крыму ситуация с учебниками аналогичная. Интересно, что накануне учебного года министр образования РК Наталья Гончарова заявляла, что школы полуострова учебными пособиями обеспечены полностью.
«Сегодня обеспечение учебниками лежит в плоскости ответственности и в полномочиях самих школ. Если в 2014 году учебники были приобретены централизованно, то сегодня докупать и покупать учебники, выбирать новых авторов — это прерогатива только самой школы, администрации, учителя. И надо сказать, что в течение летнего периода подготовки к учебному году многие школы покупали и докупали все необходимое. На сегодняшний день полуостров обеспечен учебниками на 100 процентов», — заявила министр образования в конце августа.
«Кроме того, появились учебники, переведенные на крымскотатарский язык, что для нас очень важно, — добавила она. — Последний контракт на 14 миллионов рублей подписан недавно в Министерстве образования. До конца сентября учебники на крымскотатарском языке в полном объеме будут доставлены в школы».
Однако на школьной ярмарке Симферополя журналист «Примечаний» столкнулся с учительницей, которая узнавала о наличии и стоимости учебников, записывала цены, и передал ей слова министра.
— Больше вы верьте этим министрам, — ответила она. — Мы в школе покупаем.
— Так директор вашей школы должен был решить вопрос, — не унимается журналист.
— Как видите, не решил.
Похоже, проблема обеспечения школ учебными пособиями до поры до времени была таким же предметом тайны, как нехватка в Крыму учителей. Но с началом учебного года правда вышла наружу — после того, как родители пожаловались главе региона. На вчерашнем заседании Совета министров РК, Наталья Гончарова призналась, что уровень обеспеченности школ учебными книгами составляет 97 процентов.
Нехватка учебников ощущается и в других регионах. По данным ОНФ, опросившего около 2 тысяч российских семей, покупать учебные пособия вынуждены учащиеся трети школ страны. При этом в среднем родители тратят на это 3400 рублей.
Правительство РФ признает, что на 100% бесплатными учебниками обеспечены только 45 регионов — чуть больше половины. В 16 регионах уровень обеспеченности составляет менее 90%, в 4 субъектах средства на приобретение учебников и учебных пособий в бюджеты на 2016 году не заложены.
Стремясь исправить ситуацию, Минобрнауки разослало письма с требованиями срочно заняться вопросом учебников в Калмыкию, Бурятию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Карачаево-Черкесию, Забайкалье, Ставрополь, Тамбов, Волгоград и Пензу. Но получат ли их школы хотя бы к концу учебного года?
Интересная ситуация сложилась и с учебниками истории, разработанными по единому культурному стандарту. Их просто не успели напечатать в достаточном количестве для всех российских школ к началу учебного года. Министр образования Ольга Васильева уверяет, что проблема будет решена уже в сентябре.
Чтобы возмущенные родители «не гнали волну», чиновники от образования продолжают заверять: все положено, притом бесплатно. А чтобы получить причитающееся, нужно просто жаловаться. Например, как порекомендовал экс-министр образования Дмитрий Ливанов, в Рособрнадзор или на горячую линию Минобрнауки.
При этом граждан уверяют, что школы обязаны обеспечить учеников не только книгами, но и рабочими тетрадями, контурными картами — всем тем, что родители привыкли покупать самостоятельно чуть ли не с советских времен.
По словам Виктора Панина, председателя Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование», в этом году министерство образования разработало дополнительные рекомендации, в которых написано, что любыми приложениями к учебникам – рабочими тетрадями, контурными картами, пособиями – государство также обязано обеспечить школьников. Список приложений можно найти в самом учебнике, и если в нем написано, например, что к нему идет контурная карта, то школа должна ее выдать ученику бесплатно.
Откуда регионы и конкретные школы должны брать на это деньги — ни защитники прав потребителей, ни высокопоставленные чиновники не уточняют.