Эта история началась в далеком 2007 году. Даже раньше, на рубеже 90-х. Тогда в нижней части поселка, где жили работающие в обсерватории ученые и обслуживающий персонал, были заложены две пятиэтажки – жилье для молодых ученых. Но развал Союза остановил стройку: долгое время на лесистом склоне возвышался остов почти законченного первого дома и фундамент второго.
В конце нулевых тогда уже спикер Верховной Рады Крыма и по совместительству строительный магнат Владимир Константинов, который, кстати, рос и ходил в школу в Научном, решил построить здесь современный курортный комплекс. Застройщиком выступала связанная с Константиновым компания «Консоль Строй».
Когда однажды на территорию обсерватории заехали КАМАЗы «Консоли», астрономы возмутились. Кто согласовал строительство в 3-километровой светоохранной зоне обсерватории, существующей со дня основания обсерватории в 1945 году и подтвержденной постановлением Верховного Совета АРК в 1997-м?
Оказалось, директор обсерватории Алла Ростопчина-Шаховская не просто в курсе - она согласовала строительство за спиной у научного сообщества поселка. Администрация до сих пор оправдывается: некуда селить молодых ученых, мол, ни у самой КрАО, ни у различных структур, которым она подчинялась в постсоветские годы, не было и нет денег для строительства жилья. Вложиться в квартиры для астрономов может только частный бизнес. Но ему Научный в том виде, в котором он существует сейчас, одновременно и нужен, и не интересен.
Нужен потому, что этот поселок, как принято говорить у риелторов, «сам себя продает». Вот как пишет о нем «генеральный застройщик Крыма» (да-да, на сайте так и написано) компания «Консоль»: «Научный скорее напоминает территорию санатория - ровные аллеи, сосны и одиночные 2-3 этажные дома сталинской эпохи. И релаксирующая тишина, которая после суеты города овладевает вами и заставляет верить, что настоящий рай на земле в действительности находится здесь.
На территории городка около двух десятков телескопов. Они скрыты в густой листве редких пород деревьев, привезенных более пятидесяти лет назад из Никитского ботанического сада. В итоге обсерватория превратилась в волшебный парк. И каждый, кто по нему гулял, наслаждался тишиной, свежим горным воздухом и потрясающей панорамой крымских гор, всегда хотел вернуться обратно».
В то же время в Научном нет даже той относительно бедной курортной инфраструктуры, которая существует в других популярных у туристов местах в Крыму. Ни одного кафе, ресторана и даже столовой. Из четырех магазинов осталось только два – один в нижнем, другой в верхнем поселке. И те предлагают лишь минимальный набор продуктов, ассортимент не дотягивает до городских магазинов шаговой доступности в микрорайонах-спальниках. Об увеселительных заведениях – ночных клубах, кинотеатрах, игровых и спортивных комплексах – и речи не идет. Если они появятся, на наблюдении за звездами можно будет поставить крест.
В Научном прекрасно в любое время года, но летом - особенно
И дело даже не в засветке и пыли от строек. Благодаря туристам поселок рискует потерять свой неповторимый шарм. Эта консерва социалистической жизни в самом центре Крымского полуострова уже сейчас разделена на два мира – верхний и нижний Научный. В верхнем сохраняется ностальгическая атмосфера профессорского городка. Кажется, именно так должны были представляться города будущего в экранизации советской фантастики. Редкие домики, буйство зелени, мощеные дорожки. Тишина, покой и размеренные беседы с интересными людьми. Нижний Научный – обычный шумный, местами неухоженный сельский квартал многоэтажек. Здесь и люди попроще, и разговоры приземленнее.
2010 год, остовы советских домов еще стоят. Фото: ezda.su
Но вернемся в 2007-ой. На постсоветском пространстве это был, пожалуй, самый изобильный год между дефолтом 1998-го и всемирным экономическим кризисом. Ипотечный пузырь за океаном уже набух, но еще не лопнул - до Украины волна его разрыва докатится лишь через год. Тогда у «Консоли» были большие планы. Все, как у людей: закрытая охраняемая территория с многоэтажными домами, коттеджами, гостиницей, СПА-центром.
Рекламы того, первого проекта застройки давно нет, но Интернет помнит все: так выглядела визуализация на сайте «Консоли» в конце двухтысячных
Но астрономы воспротивились: стройка угрожала работе 26 телескопов, 9 их которых были признаны национальным достоянием Украины. Они писали письма, собирали митинги. Самые инициативные обратились с исками в суды. Впоследствии они эти иски проиграли: суд решил, что сама по себе светозащитная зона никому не интересна, и, если руководство КрАО не против, застройщик может строить, что угодно.
Однако ученые не сдались. Стычки на стройплощадке повторялись вплоть до 2010-го. Увидев слаженное сопротивление, застройщик вынужден был пойти на уступки. Сначала по поселку прошли слухи, что вместо курортного городка «Консоль» возведет лишь 4 семиэтажки. Потом количество домов и вовсе сократилось до двух – семиэтажной гостиницы и таунхауса.
Но стройка заглохла. Почему? Мнения расходятся. Кто-то уверяет, что за КрАО заступилась Академия Наук Украины и международное астрономическое сообщество. Другие говорят, что всему виной разразившийся кризис.
Возобновилась она уже при России, в начале 2015 года, вспоминают в поселке. На месте разобранных советских недостроев «Консоль» возвел пятиэтажку жилого комплекса «Лесной».
Одновременно Константинов начал благоустраивать поселок по своему разумению. Укладывал плитку на аллеях, но исключительно вокруг домов, в которых, по слухам, живут родственники и друзья спикера Госсовета. Одновременно с плиткой в поселке появились невиданные доселе заборы и ограды.
Этот дом называют в Научном «домом Константинова»
Ко дню Победы в Научном открыли новенький мемориал в память о земляках, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны. Ленточку разрезал лично Константинов.
Он тоже расположен недалеко от «домика Константинова». Помпезный памятник из гранита двух цветов и мрамора вызвал у односельчан недоумение, ведь буквально в километре от этого места, на Плаксиной поляне, есть другой памятник с табличкой, установленный еще в 80-х годах. Состояние его плачевно, но руки поселковых меценатов до него не доходят.
Мемориал на Плаксиной поляне близ Научного. Табличка треснула, плитка на парапете отваливается, территория заросла
Зато недавно в поселке заасфальтировали дорогу, ведущую в нижний Научный. Говорят, к выборам. Но скорее – к сдаче ЖК «Лесной».
Новенький асфальт на дороге в нижний Научный, появился в аккурат к выборам
За всей этой суетой жители Научного не заметили, как рядом с пятиэтажкой, где часть квартир обещана астрономам, вырос бетонный монстр в 11 (пока) этажей. Что это будет, доподлинно неизвестно. Найти информацию в интернете не удалось, а на стройплощадке информационный щит отсутствует.
Прохладным июльским вечером прогуливаясь по лесным тропинкам вдоль стройки, встречаем группу подвыпивших мужчин в одежде, испачканной бетоном.
- Вы на этой стройке работаете? – спрашиваем, указывая на бетонный скелет 12-ти этажки, спрятанной в густом лесу.
- Да, - приосанившись отвечают все четверо.
- А что тут будет?
- Гостиница крутая. С бассейнами, спорткомплексами, саунами, СПА, рестораном.
- А кто строит?
- Ну как кто? Папа.
- Кто, простите?
- Ну, «Консоль». Константинов. Папа. Вы что, не знаете, кто тут хозяин? – удивленно переспрашивает один из собеседников.
- Ты что? Какой он хозяин? – шикает на него другой. И продолжает: – Просто это его вотчина, понимаете, он тут вырос. Он любит это место, приезжает, гуляет тут. Папа – хороший человек.
- Хороший, потому что плитку уложил?
- И дорогу сделал. И памятник такой красивый, - разводит руками один из мужиков. – Но дело не в этом. Я никогда не видел, чтобы такой большой человек так просто, без охраны, один гулял по поселку. А он гуляет. И со всеми здоровается.
- Да, ко мне на днях подошел, за руку поздоровался, - встревает в разговор другой. – И говорит: «Саня, у тебя все в порядке? Может помощь какая нужна? Ты говори». Папа – хороший человек.
Вид с террасы гостиницы
Потом тот, что называл Константинова «хозяином Научного» отводит нас немного в сторону и бегло продолжает, перемежая речь обильным матерком:
- Я, знаете, в прошлом году в поселке кафе хотел открыть. Разговаривал – и не договорился. А он (кивает на стоящего рядом товарища) говорит: не хозяин… Я же как лучше хотел. Тут же туристы приезжают, гуляют, в телескопы смотрят, а покушать негде. Магазины в 7 вечера уже закрыты.
Мы поддакиваем.
- А что туристу вообще надо? – в запале продолжает наш собеседник, выкатив глаза и широко открывая рот так, что видны редкие, через один, зубы. - Мужику – пиво и кусок мяса пожирнее. Вот я хотел столики поставить, зонтики, шашлык жарить. Музычку там всякую крутить. Но не договорился, - сокрушенно вздыхает он.
Еще несколько минут нетрезвый строитель описывает нам все прелести неудавшегося шалманного бизнеса. По описанию мы догадываемся, что он мечтает открыть кафе прямо у главного здания обсерватории.
Вдруг наша беседа превращается в совсем уж пьяный базар:
- Слышишь, да я если захочу, полдома этого легко куплю! – кричит он своим товарищам. – Вот сколько тут квадрат стоит, скажи?
- Вроде 55 тысяч или 45.
- А у меня на счету 250 тысяч. Евро. Как думаете, хватит, чтобы полдома у Папы купить?
Эти люди кажутся в Научном пришельцами. Так и есть: как минимум трое из четверых неместные. Но они диссонируют только с поселком и окружающим лесом, а со СПА-гостиницей – нет. Кажется, между ее будущими клиентами и тихими, интеллигентными, заглядывающими в рот экскурсоводу-ученому туристами, что приезжают в КрАО сейчас, – пропасть.
Никто из тех, с кем мы поговорили в КрАО, не знает, кому из сотрудников достанутся квартиры в свежепостроенном консолевском доме, и сколько их будет. На стройплощадке подвыпившие строители сказали, что Папа отдаст обсерватории половину пятиэтажки. Правда, тут же оговорились: жилплощадь понадобится для расселения обслуги СПА-центра. «Они ведь тоже молодые специалисты», - прозвучал в голосе сарказм.
Вид на дом для молодых ученых – по факту коммерческий проект «Консоли» ЖК «Лесной» - со стройплощадки гостиницы
Вроде бы существует некий договор, по которому «Консоль» должен КрАО 15% площадей. Но ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» - лишь подрядчик строительства. Заказчиком пятиэтажки в 2014 году выступало Государственное бюджетное научное учреждение РК «НИИ «КрАО».
Однако «Консоль» вовсю продает квартиры в «Лесном» на своем сайте. Цена квадрата от 52 до 55 тыс рублей.
Обратите внимание: дом сдан, но готовность его 80%
А теперь немного нудных документов. ГБНУ РК «НИИ «КрАО» было зарегистрировано в ноябре 2014 года, а уже в декабре - подана декларация о начале строительства 25 квартирного жилого дома (выложена на сайте «Консоли» в разделе «Документы»).
Экспертиза по дому сделана в декабре 2014 года, уже при России, крымским филиалом киевского ООО «Украинская строительная экспертиза», и ссылается она на украинскую «нормативку». Но крымские чиновники приняли ее без вопросов. В документе есть любопытные детали: площадь квартир в доме – 1529 кв. м, площадь помещений досуга – 1379 кв. м. А еще в нем должен быть паркинг на 784 кв. м.
По данным системы «Контур-фокус», с июля 2016 года «НИИ «КрАО» находится в стадии ликвидации.
Вместо него в 2015 году было создано федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН». Под его управлением находится все имущество научного центра (распоряжение правительства РФ от 7.09.2015 №1743-р), а земля, на которой «Консоль» строит свои дома, была в ноябре 2016 года была передана в федеральную собственность (распоряжение Совмина РК № 1385-р от 08.11.2016).
Основной земельный участок обсерватории площадью 86,8 га с кадастровым номером 90:01:000000:2128 до сих пор не имеет границ.
Синим обведено место строительства. Никаких отмежеванных участков там нет
Новое юрлицо подает новую декларацию от 15 июня 2017 года, но уже на строительство «32 квартирного жилого дома №2/9 по ГП» (на сайте только первый и последний лист).
От экспертного заключения в сеть попал только титульный лист – на этот раз от московских экспертов. Экспертная организация частная, значит, дом строится не за бюджетные средства: «КрАО РАН» заказывает, но не платит.
На сайте Госстройнадзора РК удалось обнаружить отметку о выдаче 32 квартирному дому №2/9 по ГП сертификата о вводе в эксплуатацию. Документ № РК 14318021233 получен заказчиком ФГБУ «КрАО РАН» в период с 17 по 21 декабря 2018 года. Обратите внимание на площадь объекта – всего 2243,4 кв.м.
А теперь взгляните еще раз на дом: он похож на «заезжай и живи»?
Стройка по-прежнему огорожена забором. Чтобы дом сфотографировать, пришлось лезть на парапет
Вид на гостиницу со стройплощадки «Лесного»
Однако на том же сайте Госстройнадзора есть другой документ. Согласно ему, в декабре 2017 года некий жилой дом в пгт Научный с номером 2/2 по ГП сдал декларацию о начале работ (№ РК 08317016726 от 26.12.2017) и был взят под надзор. Не наша ли это «гостиница»?
Скрин документа с сайта Госстройнадзора РК
Мы позвонили в отдел продаж «Консоли» под видом клиентов и спросили, можно ли купить квартиру в «Лесном». В пятиэтажке все уже продано, сообщили нам. Тогда мы поинтересовались, нет ли в поселке других объектов на продажу. «Да, мы строим рядом, но это наша гостиница, мы не будем в ней [апартаменты] продавать», - поделилась менеджер.
Получается, что гостиница, которую строит «Консоль» по документам проходит как жилой дом. Заказчиком ее выступает ФГБУН «КрАО РАН». Как обсерватория оформила взаимоотношения с «Консоль-Строем»? Ведь по уставу это некоммерческая бюджетная организация, и все сделки с недвижимостью должны проходить через ФАНО. Инвестировать или продавать недвижимость она не может – в видах деятельности учреждения нет соответствующих ОКВЭД. Может сдавать в аренду, но для этого надо сначала построить – неужели на бюджетные деньги?
Даже если ФАНО было в курсе происходящего в КрАО, непонятно, как федеральный куратор допустил, чтобы в пределах 3-километровой светоохранной зоны строился объект, напрямую угрожающий реализации основной цели учреждения – научной.
Напомним, что само ФАНО было ликвидировано в прошлом декабре. Решение о его ликвидации приняли в мае 2018-го, когда в Кремле был сформирован новый кабинет министров. СМИ писали, что после расщепления министерства науки и образования РФ на два ведомства - министерство просвещения и министерство науки и высшего образования, две трети сотрудников ФАНО перешли на работу во последнее. Воглавил Миннауки бывший глава ФАНО Михаил Котюков.
Если смотреть в житейской плоскости, для сотрудников обсерватории главный вопрос один: когда НИИ «КрАО» окончательно ликвидируют, будет ли «КРАО РАН» его юридическим преемником по договоренностям с «Консолью»? Или существуют новые договоренности – но уже федерального уровня? Повлияет ли на них ликвидация ФАНО?
Скрин видео, выложенного в сеть осенью 2017 года. Никакой гостиницы нет и в помине. Обратите внимание, как близко к месту строительства расположены телескопы.
Покупателей квартир в «Лесном» должно волновать другое: что если завтра у всей российской науки руководство сменится на людей, которые будут не разбазаривать земли направо и налево, а наоборот - собирать? Как, например, Минобороны, решившее вернуть себе в Севастополе то, что принадлежало Черноморскому флоту еще при Советском Союзе. И плевать, что за это время военные успели не раз отказаться от земли в пользу гражданских, а гражданские – успели ее освоить. Что если завтра людей, поселившихся в доме со СПА на федеральной земле, начнут выселять, заявив, к примеру, что руководство КрАО не имело права ничего решать?
Как бы там ни было, деятельность «Консоли» в Научном астрономам не нравится. Они говорят об этом открыто, но уже не так громко, как при Украине. То ли просто устали, то ли боятся. Константинова в поселке всегда считали важной птицей, а сейчас «герой Русской весны» стал для докторов и кандидатов наук и вовсе недосягаем.
Открытые протесты теперь тоже незаконны: митинг, как в 2010-ом, не соберешь. А будешь возражать другими способами, например, рассылая пачки писем – уволят. И другой работы астроном не только в Крыму, но и во всей России может не найти.
«В этом смысле астрономы и вообще ученые – самая социально незащищенная профессия в России, - говорит мой сопровождающий, местный общественник, однофамилец Папы Всеволод Константинов из соседнего села Прохладное. Он некоторое время жил в Научном, снимая угол у одного из ветеранов обсерватории. - Это бухгалтер может после увольнения тут же устроиться в другую фирму. Или строитель… Астроному придется ехать как минимум за 2 тысячи километров, чтобы устроиться в другую обсерваторию».
Вот и наблюдают молча, как гибнет дело не только их жизни – дело вечности. Ведь свет звезд, который изучают в КрАО, добирался до Земли миллиарды лет.