Спрыгнуть с бордюра, перешагнуть яму или подняться вверх по ступенькам для большинства из нас задача несложная. Мы редко задумываемся о том, что даже небольшая лесница для многих севастопольцев — настоящее испытание.
Севастополь, который уже догнал Москву и Питер по ценам, по городской детализации пока что отстает. В российских мегаполисах уже пошли даже дальше установки пандусов — некоторые крупные торговые центры, отели ставят специальные электроподъемники для инвалидов. У нас пока что даже пандусы найти сложно днем с огнем. Ищут их не только инвалиды, но и родители с колясками.
Улица Шмидта
Они тоже хотят ходить в театры, музеи, кино, заезжать в кафе и магазины, не говоря уже об общественном транспорте.
Синопская лестница
Что же должно быть? Во-первых, на пересечениях тротуара и проезжей части бордюры должны иметь съезды и заезды. Во-вторых, беспрепятственно попасть внутрь здания или заехать вверх по лестнице пешеходу на коляске должны помогать пандусы. Они делаются строго под определенным углом и с соблюдением технических норм. Такие пандусы можно встретить у входов в банки. Потому что только им нужны инвалиды.
Теоретически, заехать в такое оборудованное пандусом здание банка или театра на инвалидной коляске без посторонней помощи можно. Но реально ли самостоятельно добраться до него с другого конца города? Вряд ли.
Пешеходный переход на улице 5-я Бастионная
Наша небольшая инспекция показала, что на данный момент ситуация со съездами плачевная. Из положительных примеров — съездами была оборудована большая часть пешеходных переходов улиц Большая Морская, Адмирала Октябрьского и Очаковцев.
Пешеходный переход на улице Очаковцев
В некоторых местах, правда, только с одной стороны.
Но отсутствие съездов в центре — не такая большая проблема, потому что бордюры там и так вхлам разбиты. Если что, можно колесом коляски немного сдвинуть плитку и съехать!
Особенно хороша в этом плане улица Ленина, на которой находится детская поликлиника, куда ежедневно приходят мамы с колясками. Не отстает от Ленина и центральный городской холм, где расположено огромное количество административных учреждений и храм.
Пешеходный переход неподалеку от Сквера ленинского комсомола на улице Ленина
Пешеходный переход неподалеку от Сквера ленинского комсомола на улице Ленина
Кое-где в городе все же есть нормальные съезды. Но они тоже не для людей.
Маленькая персональная парковка. Этот автомобиль Kia закрыл единственный существующий съезд на пешеходном переходе возле дома по адресу ул. Ленина, 48. С двух сторон от него много места, но припаркован он аккуратно над съездом. И этот съезд закрыт таким образом каждый день.
Припаркованные прямо на тротуаре автомобили значительно затрудняют передвижение не только мама с колясками, но и всех остальных прохожих в целом. В лучшем случае, пешеходы, вытирая машины своей одеждой, протискиваются мимо автомобилей бочком по узким проходам, заботливо оставленными водителями. Но в основном, от безысходности мамы с колясками, пожилые люди и дети вынуждены обходить их прямо по проезжей части.
Что же делать и как быть? Несанкционированная парковка на тротуарах может регулироваться установкой бетонных полусфер, столбиков и оградок. Вокруг центра города и в других районах есть несколько пустых площадей, которые потенциально могут выполнять роль перехватывающих парковок. Такие перехватывающие парковки позволили бы уменьшить загруженность хотя бы городского кольца, освободив его от автомобилей.
Пешеходный переход на площади Ушакова
Улица Ленина
Журналист «Примечаний» тоже был вынужден выйти на дорогу, где уже наметилась пешеходная сходка.
Елена, 60 лет: «Я живу в центре, и часто хожу по горке с внуками (Центральный городской холм — ред.). Вся горка, например, улица Людмилы Павличенко, Советская, Терещенко в дневное время заставлена машинами всегда. Приходится лавировать по дороге. Автомобили паркуют прямо на тротуаре.
Улица Марата, по которой на улицу Ленина стекаются люди, живущие на горке, вообще больное место. Ходить по проезжей части мне, как пожилому человеку, страшно. Из-за припаркованных машин мне не видно движение на дороге».
Улица Марата
Елена не обошла вниманием и новый пешеходный переход на улице Воронина.
Каждое утро она ходит по этой дороге купаться на пляж Хрустальный. Поход каждый раз дарит Елене изрядную дозу адреналина, так как из-за припаркованных джипов не видно вылетающих тебе на встречу машин. Стихийные парковки, как и свалки, в Севастополе уже давно превратились в системные.
Пешеходный переход на улице Воронина
«На вновь отремонтированной улице Воронина отсутствует доступная среда, — поделился с нами член севастопольской ячейки Всероссийского общества инвалидов Александр Сидельников. — Да, съезды есть. Но проехать вниз на Большую Морскую кроме как по проезжей части невозможно.
С одной стороны в кусок тротуара врезана стоянка. С другой стороны нарушены все допустимые нормы по крутизне, заехать на тротуар я не смог. И хорошо, что не смог, потому что дальше, в единственном месте понижения, стоят мусорные баки.
Объект сдан, а ведь с первого июля действует новая редакция закона о социальной защите инвалидов. Она категорически не допускает при реконструкции создание таких объектов без доступности среды. Ни одного намека, что там сделано хоть что-то для слабовидящих людей. Одним словом, целый букет нарушений».
Улица Воронина. Съезд на тротуаре закрыт мусорными баками
Улица Воронина, парковочный карман, обойти который можно только по проезжей части
«Наш город вообще не приспособлен для людей, которым тяжело постоянно взбираться на бесконечные бордюры, — говорит Елизавета, мама 2-ух летнего ребенка. — К пешеходным дорожкам нет ни съездов, ни заездов. Заезды в магазины делают под крутым углом, заехать с коляской невозможно.
Возле нашего дома на перекрестке улиц Толстого и Коммунистической сделали новое дорожное покрытие. Сделали хорошо, но съезды никуда не годятся. Как-то утоптали, укатали старый бордюр, по сравнению с дорогой это жуть и мрак. Для машин сделали нормально, а для людей – на тяп-ляп».
Новый пешеходный переход на улице Толстого
«По центру города передвигаться с коляской тяжело. Допустим, мне нужно отвезти ребенка в детскую поликлинику по улице Ленина. Возле милиции бордюры сантиметров по 40. При спуске детской коляски с этого бордюра малыш может запросто из нее вылететь».
Пешеходный переход возле Ленина 66
«Есть места, где тротуары превращены в постоянную парковку. Мы вынуждены идти по проезжей части. И не просто около тротуара. Машины выступают метра на полтора-два от бордюра, приходится на свой страх и риск идти чуть ли не посередине дороги.
Довольно часто я наблюдаю как на пешеходных дорожках, тротуарах и газонах паркуются и сами сотрудники ДПС, уборочные машины и т.д. Такое ощущение, что мы живем в городе, в котором нужно летать на самолете».
Недоступный туалет возле Центрального рынка
Вот вам еще один пример: спуск с площади Восставших по улице Адмирала Октябрьского. Там только лестница, съездов для коляски нет. Внизу, вдоль дороги расположен узкий тротуар, по которому еле сможет пройти один человек без коляски.
«Предлагаю нашим чиновникам взять коляску с ребенком, заехать на рынок за продуктами, походить на жаре в поисках магазинов с пандусами, а затем с тяжелой коляской попробовать подняться с площади Ушакова на площадь Пирогова по разбитой улице Шмидта. А в идеале, пусть сядут в инвалидную коляску и попытаются проехать хотя бы пару улиц», — говорит Елизавета.
Улица Адмирала Октябрьского
И это только центр — лицо города, где, как правило, ситуация лучше, чем на окраине или спальных районах.
В результате, жители нашего города с ограниченными возможностями передвижения могут перемещаться только в небольшом радиусе места своего проживания. Проехать на общественном транспорте из центра в Парк Победы — это целый квест.
«Единственным доступным транспортом для передвижения по городу в инвалидной коляске является низкопольный троллейбус, — рассказывает Сидельников. — Альтернативы передвижения для инвалидов нет. Мы постоянно просим Севтроллейбус установить между приходом троллейбусов приемлемый интервал, так как четкого графика передвижения они не придерживаются. Можно прождать час, а потом они приедут все одновременно. Есть также потребность в равномерном распределении низкопольных троллейбусов по маршрутам».
Что же было реально сделано по программе «Доступная среда» за эти два года?
По словам Сидельникова, средства, выделяемые на улучшение городской среды, находятся в распоряжении Департамента городского хозяйства, которой потом распределяет их между своими предприятиями по достаточно длинной схеме.
«Есть департамент, есть Управление дорожного хозяйства, потом есть ГУПС по эксплуатации объектов дорожного хозяйства, привлекающий подрядчиков».
Севастопольская городская администрация
В 2014-2015 были выделены средства непосредственно на благоустройство городской среды, дорог, тротуаров, рассказывает Сидельников. Из-за ряда непонятных причин большая часть средств, выделенная на доступную среду, не была освоена.
Один из первых объектов, который благоустроили, это здание правительства. В 2014 благоустроили поликлинику на Ерошенко и детскую поликлинику на Корчагина, театр Луначарского, который теперь часто приглашает нас на свои спектакли. В 2015 — Территориальный центр социального обслуживания на Хрусталева, детский клуб «Лидер», Реабилитационный центр на Николая Музыки.
«При исследовании реконструкции последнего у нас остались отрицательные впечатления. Там установили подъемник гусеничного типа, но пользоваться им не умеют. К тому же, он имеет ограничения и подходит не для всех колясок. Все остальные объекты вполне пригодны для использования».
Театр Луначарского
Севастопольское отделение Всероссийского общества инвалидов постоянно подает в Департамент городского хозяйства предложения и рекомендации, где необходимо установить съезды, но мнение активистов для наших чиновников имеет скорее рекомендательный характер.
Активисты считают, что в первую очередь, благоустраивать надо городское кольцо. Там сконцентрировано множество учреждений и достопримечательностей для приезжающих туристов.
На отсутствие пандусов и съездов общественники пытаются писать жалобы в прокуратуру района и органы местного самоуправления. Но в ответ приходят лишь туманные отписки без указания четких сроков.
В то же время автомобилей в городе стало в разы больше, и местная инфраструктура увы не рассчитана на нагрузку от такого транспортного потока. Проблема однако не решается, несмотря на регулярные заявления уже экс-губернатора Меняйло о строительстве перехватывающих парковок. Теплится надежда, что с приходом новой власти что-то изменится. Пока что положительной динамики в борьбе за доступность среды пока нет.
Проспект Нахимова