Как прогнозировали год тому назад «Примечания», стадион «Горняк» в Балаклаве и школу в микрорайоне «Радиогорка» правительство Овсянникова «спустило по трубе».
Напомним, реконструкция стадиона «Горняк» в Балаклаве должна была начаться еще полтора года тому назад: капстрой объявил первый конкурс еще в марте 2018-го. Однако ни тогда, ни в мае, когда был объявлен второй конкурс, не было подано ни одной заявки. В итоге конкурс состоялся только в августе прошлого года — контракт стоимостью 373 млн руб получило ООО «Техстрой».
Эта компания известна на рынке полимерных труб с 2000 года. В 2007 году «Техстрой» построил собственный завод по их производству, с тех пор компания реализовала множество проектов в сфере строительства инженерных сетей. У этого подрядчика обширное портфолио готовых объектов — ливневки, водоводы, магистральные трубопроводы, напорные коллекторы и другие проекты.
Но ни стадионов, ни школ среди объектов на сайте компании нам обнаружить не удалось.
Сейчас оба контракта расторгнуты, что, в общем-то, было предсказуемо. В июле, уже после отставки губернатора Овсянникова, вице-губернатор по социальным вопросам Иван Кусов на заседании правительства доложил новому врио, что стадион в этом году сдан не будет, контракт расторгнут. По его словам, выяснилось, что у подрядчика были подложные документы.
Тогда же недавно уволенный директор департамента капитального строительства (выходец из Ижевска и давний советник Овсянникова по вопросам строительства) Сергей Смирнов пояснил, что на объекте выполнено всего 11% от запланированного объема работ. При этом чиновники умолчали о том, что этот же подрядчик должен построить в Севастополе еще три объекта ФЦП и уже получил около полумиллиарда рублей в качества авансов.
Как выяснили «Примечания», в прошлом году ООО «Техстрой» получило контракты на 4 объекта ФЦП на общую сумму свыше 1, 5 млрд рублей. В том числе:
- стадион «Горняк» ( 373 млн руб, из них 114 млн руб уже выплачено);
- школа в мкр Радиогорка (448 млн руб, из них 134 млн руб так же уже оплачено);
- школа в бухте Казачья (стоимость контракта 668 млн руб, из них фактически выплачено 272 млн руб);
- футбольное поле на улице Сладкова (стоимость контракта 93 млн руб, из них 36 млн руб уже выплачено).
По каждому из крупных контрактов было предусмотрено авансирование в размере от 26 до 30% от стоимости работ. Так, сумма аванса по стадиону «Горняк» составила 111 млн руб, по школе в мкр Радиогорка — 116 млн руб., по школе в бухте Казачья — 197 млн руб.
Первые два контракта расторгнуты, теперь подрядчик судится с правительством города. Сейчас суд вынес определение об обеспечении иска по контракту на строительство школы, приостановив решение капстроя о его расторжении.
Судьба остальных двух объектов пока не известна. Но если речь идет о подложных документах, вероятность расторжения этих контрактов тоже довольно высока.
Футбольное поле на ул. Сладкова в соответствии с контрактом должно быть достроено до 2 декабря этого года. Это единственный контракт между ООО «Техстрой» и правительством Севастополя, который не предусматривал выплату аванса.
Работы по строительству школы в бухте Казачья должны закончить к декабрю 2020 года. В апреле объект посещал экс-губернатор Овсянников, который тогда сообщил, что работы идут по графику.
Отметим, что ООО «Техстрой» раньше вполне успешно работало с бюджетом по госонктрактам — но в основном, в качестве поставщика труб. По данным Руспрофайл, севастопольский капстрой стал самым крупным госзаказчиком компании, заказав строительные работы на 1, 5 млрд руб.
Чем закончится эта авантюра и сможет ли город вернуть суммы выплаченных авансов, взыскав их по банковской гарантии?
Сейчас учреждение-госзаказчик, в котором за последнее время сменилось три директора, объявил конкурсы, чтобы найти нового подрядчика на эти объекты. Так, завтра заканчивается срок подачи заявок на аукцион по стадиону «Горняк». Подрядчик, если такой найдется, должен завершить его реконструкцию за 340 млн руб.
А 3 сентября пройдут торги по контракту на строительство школы в мкр Радиогорка, стоимость оставшихся работ оценили в 377 млн руб.
Примечательно, что пока правительство города пытается завести новых подрядчиков на проблемные объекты ФЦП, уже идут общественные обсуждения нового масштабного проекта — строительство спортивного кластера (стадион и бассейн) в Загородной балке. Проект прошел госэкспертизу.
Чиновники с энтузиазмом рассказывают о новом масштабном проекте. Фото: Пресс-служба правительства Севастополя
«До конца 2021 года мы постараемся завершить первый этап строительства спортивно-оздоровительного комплекса. Он предполагает реконструкцию трибуны для зрителей на две тысячи мест, универсального стадиона с легкоатлетическим ядром, мачты наружного освещения игрового поля, 4 теннисных кортов, волейбольной и баскетбольной площадок.» - рассказал и.о. директора департамента капитального строительства Даниил Кирилкин. На втором этапе планируется строительство бассейна на 8 дорожек.
Проблемные объекты есть в каждом регионе, но на материке федеральные стройки идут в разных городах и районах, в десятках муниципалитетов одновременно. А вот чтобы столько профинансированных бюджетом, но забуксовавших строек было в одном городе - такого мы не припомним.
Количество проблем и ошибок в организации строительства объектов ФЦП уже достигло критической массы. Школы отдали производителю труб, газопровод отдали микрофирме, парк Победы кому только не отдавали, проектирование схемы ливневок в Севастополе отдали авиационному предприятию.
Теперь вот спортивный кластер. Это безусловно, важный объект, который необходим для развития спорта в Севастополе. Но стоит ли начинать эту масштабную стройку сейчас, когда серьезные подрядчики в город просто не идут, а в капитальном строительстве — завал проблем, доставшихся в наследство от Овсянникова?
Простой здравый смысл подсказывает: пока прежние проблемные объекты, которых уже слишком много, не переданы подрядчикам, способным обеспечить выполнение работ по графику, новые стройки лучше не начинать. Вопрос в том, есть ли у Михаила Развожаева возможность следовать здравому смыслу или он вынужден действовать так, как предусмотрено системой выделения и освоения бюджетных лимитов финансирования.