Несуществующие апартаменты
«Собрались на юг впервые за 15 лет. Решили бронировать жилье через интернет и сразу нарвались на развод. Владелец по телефону попросил предоплату за три недели, мол, спрос на его домик очень большой. Фотографии прислал. А когда приехали в Крым по адресу, вместо домика с мезонином - хрущевка!» — делится 43-летний Николай из Самары опытом на туристическом форуме.
Конечно, большинство опытных отпускников бронируют жилье через популярные сайты вроде booking.com или airbnb.ru. На них и арендодателей как-никак проверяют, и отзывы прошлых постояльцев почитать можно. Но каждый двадцатый турист, по данным полиции Крыма, забредает на левые страницы или частные объявления. Клюют на красивые фото и низкие цены. Дальше созваниваются с хозяином. А тот просит предоплату. Только на месте обнаруживают, что адрес подставной, а хозяин на звонки уже не отвечает.
Как не попасть на крючок:
«Перед тем как отправлять предоплату за жилье, стоит при помощи интернет-карт посмотреть, что на самом деле находится по этому адресу, — советует замначальника СО УМВД России по Ялте Константин Жуков. — Сравните фотографии со спутника с теми, которые выложены в объявлении. Если вам предлагают номер в отеле, мини-гостинице или санатории, не поленитесь зайти на их официальный сайт, проверьте, есть ли реальные отзывы, и позвоните администратору. Необходимо выяснить, правда ли люди, разместившие объявление, имеют отношению к этому объекту».
Современный цыганский гипноз
Психологи выяснили, что если человек в разговоре три раза подряд сказал да, то и на четвертый раз, скорее всего, ответит так же. Выглядит это так: к туристу подходит симпатичная девушка или парень и предлагает пройти соцопрос. «Нравится ли вам Ялта?», «Любите ли вы море?», «Дорожите ли любимым?» - безобидные вопросы расслабляют курортника, «Да, конечно», — отвечает жертва. «Готовы ли вы помочь тяжело больному ребенку?» - следует четвертый вопрос, ловушка захлопывается, и отпускник протягивает 100, а то и 500 рублей. Действует не на всех, но и один из десяти - тоже улов.
«Я жертвовать не стал, а спросил, где находится больной ребенок, как связаться с родителями, — поведал Андрей Вишняков из Тюмени, к нему подошли на набережной Евпатории. — Девушка заявила, что информация «у ее кураторов», а свяжется с ними она только завтра. После этого у «волонтерки» резко пропал ко мне всякий интерес».
Как не попасть на крючок:
«Если у вас таким образом выманивают деньги, вдаваться в дебаты с «гипнотизером» не стоит, — советуют в полиции. — Лучше оборвать разговор и распрощаться».
Лжесобственники
Еще обиднее узнать, что тебя обманули через пару дней после начала отдыха, когда ты уже расслабился и загар едва начал приставать к коже. Только за июнь к ялтинским право-охранителям обратились 10 человек, которым аферисты сдали чужие квартиры. Схема проста: мошенник снимает комнату или квартиру на 4 - 5 дней, размещает заманчивое объявление.
«Я как лопух попался в соцсетях, — рассказал челябинец Игорь Махнов, написав заявление в полицию. — По объявлению апартаменты у моря сдавались на срок не менее двух недель. Меня устраивало, мы с женой и детьми ехали на месяц. Заселились, заплатили, а через четыре дня объявился настоящий хозяин квартиры. Пришлось идти с чемоданами на выход».
Как не попасть на крючок:
«Перед тем как оплатить жилье, нужно спросить у собственника квартиры документы, подтверждающие то, что он владелец и имеет право его вам сдавать. Мера простая, но действует», — советует замначальника СО УМВД России по Ялте Константин Жуков.
Курортный роман похож на обман
«Красавица, какие у тебя выразительные глаза. К ним так подходит твой яркий купальник!» — у каждого курортного жиголо свои фишки и подходы к тонкой женской натуре. Только дело общее — обольстить, а потом — обчистить.
Залетных гастролеров особенно много на курортах Краснодарского края. Как чайки кружат над пляжами Сочи.
- Обычно разводилы высматривают на пляже одинокую девушку или пару скучающих подружек. Главное, чтобы рядом не было ни детей, ни мужчин. Подойдут, осыпят комплиментами, вина предложат, не жалея денег, - рассказывают в полиции Кубани. - Так втираются в доверие. А когда туристки бегут в море охладиться, незаметно лезут к ним в сумки. Но удочки после этого не сматывают - продолжают обольщать и даже вызываются проводить девушку до отеля. На ночь «скромно» не остаются, от жертвы им достаточно кошелька. Да и зачем светиться в гостинице, вдруг еще раз придется туда заглянуть?
То, что девицу обчистили, она понимает только утром, когда снова собирается на пляж. В сумке ни денег, ни снятых с ушей, чтобы не соскользнули в море, сережек...
Как не попасть на крючок:
«Каждый год советуем отдыхающим не носить с собой много денег, оставлять их в сейфе отеля. Ну или сдать ценные вещи администратору, — говорит начальник отдела информации ГУ МВД по Краснодарскому краю Мария Пирогова. — Ну и мамин совет «с незнакомцами не разговаривать» все еще актуален».
Фотомучители
Еще одна головная боль южных городов — фотографы с экзотическими животными. Сколько их ни гоняют полицейские, они возвращаются на «рыбные места»: набережные, водопады, дворцы. Люди с замученными шиншиллами, соколами и обезьянками стали частью этого пейзажа. Оглянуться не успеешь, как красавец голубь окажется у тебя на плече. «Познакомьтесь с Глашей, — тут же выдает хозяин. — Погладьте, сфотографируйтесь...» За фото у отдыхающих просят 500 рублей. Если не хватает, не беда — Глаше на семечки и 300 хватит.
Наглеют и аниматоры — зебры, микки-маусы и другие мультяшные герои в ростовых костюмах ловко выуживают у отдыхающих смартфоны, чтобы сделать селфи. После этого требуют деньги — мол, фото у вас есть, будьте добры заплатить. Суммы немалые - от 300 до 1000 рублей. Причем послать аниматора сложно — мобильник они держат в лапах, пока фотомодель не рассчитается.
Как не попасть на крючок:
«Если у вас забрали телефон или фотоаппарат и не отдают — это кража, если забрали гаджет и удаляются с ним — это грабеж. Смело зовите полицейских, — поясняют в органах. — Если же вам не назвали цену за услугу, а потом требуют деньги — это еще и нарушение правил торговли. Обращайтесь в отдел муниципального контроля местной администрации. С начала лета только на Южном берегу Крыма зафиксировали уже более 30 таких обращений».
ВАЖНО!
Если вас обманули во время отдыха, кроме отделения полиции, можно высказать свои претензии, позвонив на «горячии линии»:
8-800-100-12-20 — министерство курортов Крыма.