О том, что в Ласпи снова льют бетон, «Примечаниям» сообщили взволнованные севастопольцы. Первое предположение: много машин, значит, строят что-то масштабное, возможно, закладывают новый объект. Чтобы разобраться, кто и что строит в урочище, которые со дня на день должно превратиться в заказник, мы отправились в Севастопольскую зону ЮБК — именно такой адрес имеют все расположенные здесь объекты.
В воскресенье в Ласпи затишье, на стройплощадках никого. Бетономешалок тоже не видно. Скучающий охранник, сидящий в сторожке у забора, ограждающего кусок леса, где возвел свои высотки «Парангон» Павла Лебедева, неохотно отвечает на наши вопросы. Пение цикад заглушает его слова.
— Пройти нельзя, — строго говорит он. — Это закрытая территория.
— А что здесь будет?
— Здесь будет еще два дома, но потом, когда вот эти два — уже построенных — сдадут.
— Территория так и будет огорожена?
— Конечно, это же санаторий для родителей с детьми. То есть люди строят себе, которые покупают, а потом будут сдавать. Тут же можжевеловая роща. Кто астмой болеет и другими болезнями... Тут из разных городов России: и Ленинград, и Ростов, и Москва, и Саратов... Потом они будут это все сдавать.
— А новые два дома начали строить?
— Нет конечно. Эти сдадут сначала. Будут решать сначала вопрос, большие или маленькие строить. Я слышал, что будет еще два дома по четыре этажа.
— А кто-то еще тут строит?
— Нет, тут запрещено.
— Почему?
— 200 метров от воды по всему Крыму.
— То есть это последнее, что здесь можно купить?
— Да. Ну, вот еще соседи наши достраивают. Но я не знаю, сдают они или продают...
Именно на соседнюю стройплощадку, с которой у «Парангона» общий забор, по будням идут бетономешалки. Там заливают этажи двух строящихся корпусов и закладывают фундаменты еще под два корпуса. В лесу расчищена площадка, охватывающая примерно половину территории будущего «пансионата», остальное пока — реликтовый лес.
Смена застройщиков и щедрое МЧС
У забора — информационный щит с планом застройки и контактами. Вся эта красота названа «Лечебно-оздоровительным центром», почему-то имеющим отдел продаж. Заказчик работ — рекреационно-строительный кооператив «Морской». Интересно, что ни российское, ни украинское законодательство такой формы организации пайщиков не знает. Это изобретение севастопольских застройщиков, прекрасно научившихся обходить запреты на строительство жилых домов в лесной зоне.
Еще год назад этим объектом в Ласпи, судя по сохранившимся фотографиям и страницам в сети интернет, занималась группа компаний «Копромисс».
Теперь известный севастопольский застройщик от сомнительного объекта, рискующего в любой момент оказаться в заповедной зоне ООПТ, отказался в пользу некой ГК «Домус» - такой же «матрешки», занимающейся реализацией квартир в новостройках. У некоторых объектов «Домуса» репутация весьма сомнительная.
Все игроки строительного рынка в Севастополе тесно повязаны. Отдел продаж «Домуса» находится на ул. Парковой, 29, а головной офис — на Вакуленчука, 33, в соседнем здании с «Парангоном». Руководителем и учредителем «Домуса» является Геннадий Рудаков, много лет возглавлявший отделы продаж в «Севастопольстрое» и «Интерстрое» Евгения Кабанова.
Именно «Домус» вместо «Компромисса» продает теперь квартиры на ул. Парковой, которые в свое время строил обанкротившийся «Тонус-плюс». И которые теперь кредиторы «Тонуса» продают с молотка в Киеве.
Объект в Ласпи тоже начинали строить аффилированные с «Тонусом» компании.
«Примечания» обратились в офис «Домуса» под видом покупателей и получили по почте копию договора аренды земельного участка, заключенную между севастопольским ДИЗО и РСК «Морской» в январе 2017 года. Основанием для его подписания были договоренности, существовавшие еще при Украине.
В 2008 году МЧС Украины, являющееся владельцем участка в Ласпи, заключило договор о его застройке с компанией ООО «Флорида Инжиниринг», партнером и будущим кредитором обанкротившегося ООО «Тонус-плюс».
Пока на стройплощадке расчищено место под 5 корпусов из 9, четыре из них уже строятся
В 2009 году право на застройку участка было передано еще одному аффилиату ООО «Тонус-строй», а в 2013 — ОК «РСК «Морской». Именно на основании этих трех договоров, ДИЗО уже в 2017 заключило с кооперативом новый договор на аренду участка.
Гектар земли в можжевеловом лесу государство оценило почти в 90 млн рублей. Арендная плата — 2,7 млн рублей в год. Но такой ставка будет недолго: по словам менеджеров «Домуса», срок действия бумаги 2 года и 8 месяцев: этого времени как раз хватит на то, чтобы сдать все девять корпусов. После чего будет заключен новый договор — уже на 49 лет.
По словам Геннадия Рудакова, тогда, в 2008 году, застройщик пообещал МЧС Украины часть площадей в построенных домах. Эти же договоренности сохраняются и сейчас, но уже с МЧС России. «Вы же видите, мы ничего не продаем на цокольном этаже, потому что эти помещения перешли МЧС», - сказал он.
На этом корпусе накануне залили площадку под мансардный этаж
На вопрос не заявит ли МЧС права на весь комплекс или землю под ним после окончания строительства, как это происходит по всему Севастополю с землями Минобороны РФ, Рудаков усмехнулся.
«Они что, сами у себя ее заберут? — воскликнул он. — У нас же есть договорные отношения... Такого ж беспредела не бывает! Это у тех, кому земля по подложным документам была выделена при Украине — у тех бывает. А у нас земля уже по российскому договору».
Факт перехода объекта от «Компромисса» к «Домусу» Рудаков прокомментировал весьма туманно. «Компромисс уже не занимается этим объектом [в Ласпи]. С этого года это наш [Домуса] объект. Просто мы отдел продаж организовали собственный при компании и не пользуемся услугами других.
Мы все — разные структурные подразделения застройщика, называемся по-разному, а на самом деле строительство ведут одни и те же лица», - сказал он.
В отличие от других объектов, продвигаемых «Домусом», на странице РСК «Морской» нет никаких документов, кроме плана застройки и типового паевого договора, что говорит о том, что с бумагами у застройщика не все в порядке.
«Мы пока не выкладываем разрешение на строительство на сайте, - объяснил этот момент Рудаков. - Из-за летнего периода мы не имеем право вести капитальное строительство, нам строить нельзя. Но внутренние работы на объекте мы делаем.
И бетономешалки идут, потому что мы стараемся обходить эти [запреты]. А первого сентября мы все опубликуем».
Однако на электронную почту «клиента», заинтересованного в покупке квартиры в Ласпи, «Домус» разрешение на строительство выслал — еще украинское, выданное ООО «Флорида Инжиниринг» в 2008 году. Ни его номер, ни дата подписания не совпадают с реквизитами, указанными на информационном стенде объекта.
И самое главное — срок действия закончился еще в 2011 году, а значит, сколько бы ни напирали застройщики на 6-ФКЗ, это разрешение не может считаться действующим в правовом поле РФ.
Однако на стенде упомянуто другое разрешение — за номером 324 от 13.12.2010. И именно его застройщик, согласно ответу, данному Севстройнадзором на запрос «Примечаний», приложил к извещению о начале строительных работ, поданному в надзорное ведомство в феврале 2017 года.
Известно, что строительство пятиэтажного корпуса пансионата началось еще в 2014 году, так почему о начале работ объявили только сейчас? Ответ прост: только в январе 2017 РСК «Морской» удалось оформить российскую аренду участка.
«Скоро тут вообще строить запретят»
Что же строит Рудаков в Ласпи? Девять корпусов. Один большой, пятиэтажный, на 40 с лишним квартир. И восемь маленьких, трехэтажных — по 9 квартир в каждом. Стоимость апартаментов от 1,7 до 6 млн рублей. На закрытой территории — кафе, магазин и собственный бассейн, но он, по словам менеджеров, «пока под вопросом».
Этот корпус «пансионата» почти готов
Своего пляжа у комплекса нет. Но по договоренности с руководством «Изумруда» его обитателей пансионат будет пускать на свою территорию.
«Отдельный оборудованный закрытый пляж. Там их два: один более цивилизованные, другой более дикий. Вам сделают пропуск и вы будут спокойно туда проходить», — расписывал преимущества береговой линии менеджер «Домуса».
Вопрос, за чей счет банкет и кто в конечном итоге будет оплачивать пропуск, риелтора возмутил. «Все будет бесплатно, по крайней мере меня так заверили, — сказал он с удивлением. — А что, люди, купившие апартаменты за 3-5 млн должны еще и за пляж платить? Это полный бред! И вообще сейчас «Изумруд» берет по 100 рублей за проход на территорию, хотя по закону доступ к воде должен быть свободным».
Пока освобождена только половина участка, предназначенного под застройку. Вокруг девственный можжевеловый лес. На изрытый экскаваторами склон больно смотреть. Рудаков не скрывает, ему известно о распоряжении президента о создании в Ласпи ООПТ, но это застройщику лишь на руку.
«Да, скоро здесь вообще строить запретят, — говорит он «клиенту». — Вряд ли кому-то еще дадут право строить после нас. Это интересный объект, в этом и состоит его ценность: вокруг больше не будет десятиэтажек. Если бы не МЧС, и мы бы может там тоже не строились, поэтому принимайте решение и приходите заключать договор».
Буксующее ООПТ
Однако, надеяться на то, что дома в «Морском» будут последними, построенными в Ласпи, не приходится. Сегодня стало известно, что правительство Севастополя не выполнило поручение президента по созданию в урочище ООПТ. Крайний срок, определенный Путиным, - 1 августа — уже наступил. А документы так и не подписаны.
Согласно ответу пресс-службы правительства на официальный запрос «Примечаний», к настоящему моменту чиновники выполнили работы по комплексному экологическому обследованию территории урочища - его материалы уже прошли экологическую экспертизу. Разработан проект постановления правительства Севастополя о создании заказника «Ласпи» и его положение — все документы согласованы в Минприроды (письмо Минприроды России от 31.05.2017 № 05-12-29/14617).
Однако их подписание почему-то откладывается. Не для того ли, чтобы застройщики успели закончить начатое?
На пресс-подходе врио губернатора Овсянников заявил журналистам, что сроки создания ООПТ сдвигаются из-за желания чиновников «навести порядок с точки зрения земли, незаконно выданной в Ласпи».
Подобную точку зрения высказал и глава Севприроднадзора Сергей Самойлов.
«В целях снятия социальной напряженности, создание государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» отложено до окончания работ по возвращению в городскую собственность земельных участков, незаконно переданных в частную собственность в украинский период», - написал он в ответе на запрос «Примечаний». По данным Севприроднадзора, на территории урочища Ласпи находится 1285 таких участков.
Между тем, по информации наших источников, ООПТ в Ласпи не хотят создавать - из-за нежелания правительства наткнуться на «социальную напряженность» в среде покупателей недвижимости в урочище. К таковым можно отнести и тех, кто купил незаконно выделенные при Украине земли, и клиентов застройщиков.
Помимо «Компромисса», построившего в Ласпи коттеджный поселок, возвышающийся над морем по соседству с пансионатом «Изумруд», и «Домуса», которому перешли права по лечебно-оздоровительному комплексу «Морской», строительство в Ласпи ведет и экс-министр обороны Павел Лебедев. Законность строительства двух десятиэтажек вызывала массу вопросов и у общественности, и у прокуратуры, но экс-губернатор Сергей Меняйло в 2015 году разрешил компании «Агат-А», входящей в структуру «Парангона», продолжить строительство.
И теперь правительство готово ущемить интересы сотен тысяч севастопольцев, рискующих навсегда потерять уникальный можжевелово-фисташковый лес, произраставший в Ласпи в течение 500 лет, ради пары сотен вкладчиков.
Возможная «социальная напряженность» — не первая уловка тех, кто всеми правдами и неправдами стремится превратить Ласпи в бетонные джунгли. Лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин обратил внимание на проблему застройки Ласпи после вопроса, заданного севастопольским журналистом Антоном Пархоменко на встрече с активистами ОНФ в апреле этого года.
Коттеджный поселок рядом с «Изумрудом»
Уже в начале мая пресс-служба президента обнародовали список поручений, сформированный по итогам встречи с журналистами, одно из которых касалось непосредственно Ласпи. Правда, в своем вопросе Антон Пархоменко говорил обо всем урочище, а в распоряжение попал лишь памятник природы регионального значения «Заповедное урочище «Скалы Ласпи», охрана которого осуществляется еще с 70-х годов.
Таким образом, президент распорядился защищать лишь 18 га неприступных скал, нависающих над трассой Севастополь-Ялта, на которых при всем желании невозможно ничего построить с использованием существующих технологий. Остальные 900 га в распоряжение не попали.После того, как «Примечания» обратили внимание на эту неувязку, вопросом заинтересовались федеральные СМИ. В частности, «Коммерсант» опросил представителей местного исполкома ОНФ, которые заявили, что ответственность за введение президента в заблуждение лежит на местных чиновниках, готовивших информацию для поручения.
А те в свою очередь перевели стрелки обратно на ОНФ: мол, Путин получил информацию от них, а не от севастопольского правительства. В конце концов, в ОНФ признали, что имеет место «юридическая сложность» в обозначении границ урочища Ласпи.
«Примечания» уточнили, какая именно территория фигурирует в документах, подготовленных правительством совместно с Минприроды.
Глава Севприродназора Сергей Самойлов заявил, что окончательные границы заказника «Ласпи» на данный момент еще не утверждены.
«Проектом постановления предлагается создать государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Ласпи» общей площадью 1197,71 га на территории Балаклавского муниципального округа города Севастополя, утвердить его границы и положение о заказнике. Проектируемые границы ООПТ накрывают реликтовый можжевеловый лес, как ниже трассы Севастополь-Ялта, так и выше этой трассы», - написано в ответе Севприродназора, поступившем в редакцию 1 августа.