Проблемы у «Острова» начались летом 2015 года, когда владелец ресторана Олег Николаев вместе с соратниками по движению «Служу Севастополю» собирали подписи под обращением к президенту России о катастрофической социально–политической ситуации в городе. С первого дня подписной кампании в заведение зачастили проверяющие — от Роспотребнадзора, действовавшего по заявлению гражданки Украины, до военной прокуратуры.
Когда более 22,5 тысячи подписей были отправлены в Кремль, местное правительство подало иск к ООО «Тегга» — владельцу помещений, у которого с 2013 года «Остров» арендует половину здания на Историческом бульваре,3.
После того как правительство через суд потребовало сноса части здания, где располагается «Остров», собственники Исторического бульвара, 3 решили не продлевать договор аренды ресторана.
По словам знакомого с ситуацией собеседника ForPost, владельцам здания поставили ультиматум: либо прекращаете аренду Николаеву и выселяете «Остров», либо через суд здание признается самостроем и сносится. Представитель правительства Севастополя в арбитражном суде Андрей Дерека сказал ForPost, что не знал о таких переговорах. Однако уже в феврале этого года представители собственников здания ООО «Тегга» попытались выгнать «Остров» из занимаемых помещений и не стали продлевать договор аренды. Хозяин ресторана «Остров» Олег Николаев попытался продлить взаимоотношения с «Теггой» и убедить представителя компании Павла Ульянова не поддаваться на давление со стороны чиновников. Кроме того, он выдвинул встречные претензии, которые пытался урегулировать в досудебном порядке. «Тегга» не согласилась и теперь вопрос решается в суде.
В ситуации пытался разобраться уполномоченный по защите предпринимателей при президенте РФ Борис Титов. Еще в сентябре 2015 года он попросил крымского полпреда Олега Белавенцева проверить, имеются ли основания для участившихся проверок «Острова». Ответа от полпреда не было, рассказывали газете «Коммерсант» в аппарате уполномоченного. «Мы Олега Николаева поддерживали в проблемах с контрольно-надзорными органами, потому что уверены, что эти бесконечные проверки связаны с его активной гражданской позицией», — сказал Титов.
Как рассказал собеседник ForPost, знакомый с подробностями давления на «Остров», один из представителей «Тегги» Павел Ульянов после начала судебных процессов в отношении «Острова» «часто встречается с руководителем управления внутренней политики крымского полпредства Андреем Галактионовым». По словам собеседника, последняя такая встреча состоялась «26 мая в кафешке за доской почета у площади Нахимова».
В «Тегге» знакомство Ульянова с Галактионовым опровергли. Телефон самого Ульянова недоступен. Галактионов в разговоре с ForPost подтвердил, что знает представителя «Тегги». «Я с Ульяновым шапочно знаком. Я с ним в последний раз виделся [пауза] не помню когда. Мы с ним вопросы судебные не обсуждали. Просто есть общий друг, он меня с ним познакомил. Все», — сказал Галактионов. Он заявил, что крымское полпредство не вмешивается ни в какие судебные процессы, несмотря на «широкие возможности». Галактионов заверил, что занимается исключительно внутренней политикой и не имеет отношения к спорам хозяйствующих субъектов.
Если 4 июля «Тегга» добьется в суде выселения «Острова», а правительство не обманет владельцев здания на Историческом бульваре, 3 и перестанет требовать его сноса, то помещение, занимаемое «Островом», будет сдано другой компании. Определенный интерес к этому есть, сообщил собеседник ForPost. Кто претендует на данную площадь, он не уточнил.
Фрагмент документа с перечнем объектов, предложенных Сергеем Меняйло для национализации.
Между тем гарантий, что правительство сдержит свое неофициальное обещание «Тегге», нет. Собеседник напомнил, что 28 февраля 2015 года окружение Меняйло пыталось полностью национализировать здание по Историческому бульвару, 3, на 787 кв.м которого расположены ресторан «Остров» и кафе «Грасс».
Подчиненные губернатора постарались обосновать свое решение тем, что «юристы» и оценщики экс-мэра Севастополя Сергея Куницына получили вознаграждение от «Тегги» за услуги по организации схем вывода имущества. Национализацию здания, как и десятков других объектов города, подчиненным Меняйло провести не удалось.