В 2014 году Россия стремилась показать своим новым гражданам, как разительно она отличается от Украины. Врачам и учителям Крыма ненадолго подняли зарплаты до $1000, федеральные светила ездили в районные больницы делать операции на сердце, а чиновники обещали восстановить гигантов крымской индустрии. В числе первых называли и Севастопольский морской завод им. Орджоникидзе — некогда одно из градообразующих предприятий, визитной карточкой которого было строительство плавкранов. Гарантами восстановления завода выступило правительство РФ и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Ей под управление и передали «национализированные» активы. Зрелище открылось печальное.
В советские времена Севморзавод строил плавкраны не только для всего Союза, но и отправлял их на экспорт. За 53 года на предприятии было построено 72 самоходных полноповоротных плавкрана, грузоподъемностью от 50 до 500 тонн, и крановое судно грузоподъемностью1600 тонн. Они и сейчас работают на Кубе, в Польше, Румынии, Германии, Китае, России и на Украине. Помимо краностроения завод занимался судоремонтом - преимущественно военным, доля гражданских судов была невелика.
Плавкраны от СМЗ советской постройки
Кроме того, производственное объединение «Севастопольский морской завод» выпускало огромное количество товаров народного потребления — от кастрюль и сковородок до отопительных котлов и мебельных гарнитуров. Общий штат работников составлял более 12,5 тыс человек.
С началом перестройки, в 1985 году, на СМЗ перестали делать капремонт станков и обновлять оборудование. С тех пор производственная база не обновлялась ни разу. В нынешних цехах, управляемых ОСК, стоят все те же собранные из 5-6 отживших свое собратьев, станки.
В начале 90-х завод был приватизирован и уже в 1993 году заводчанам перестали платить зарплату. Сотрудников целыми цехами отправляли в отпуска без содержания. Менеджмент взял курс на раздел предприятия. Так завод потерял складскую базу на площадке «Инкерман-2» и судоремонтную площадку на Северной стороне с крупнейшим в Крыму машиностроительным цехом (там делали палубные механизмы, теплообменные аппараты и другую продукцию для 20 стран). Со временем она превратилась в перевалочную базу Рината Ахметова «Авлита» (принадлежит украинскому олигарху и поныне).
Чудо, что за прошедшие 30 с лишним лет заводу удалось сохранить основную производственную площадку в Южной бухте. Старожилы предприятия говорят, что Петр Порошенко, выкупивший более 50% акций завода через кипрский офшорный фонд, планировал достроить заложенный при Кучме плавкран-тримаран на 1200 тонн, но быстро потерял к проекту интерес, потому что в деиндустриализованной стране для крана не нашлось ни денег, ни комплектующих. Впоследствии Порошенко рассчитывал отдать территорию СМЗ под яхтенную марину и застроить апартаментами. Эти планы сорвал кризис. Но то, что не добил будущий президент Украины, рискует умереть сейчас, при России.
Все 23 украинских года СМЗ жил за счет ремонта иностранных и отечественных теплоходов. Его услугами любили пользоваться греки, привыкшие эксплуатировать свои посудины до последнего. Ветераны завода вспоминают, что на одном из греческих паромов палуба для долговечности была закатана в асфальт.
Пытались строить и краны. Так, СМЗ обещал осчастливить Украину речным краном-тримараном грузоподъемностью в 1200 тонн для строительства мостов на Днепре. Но деньги на мегапроект быстро кончились. Два понтона крана спустили на воду с перерывом в несколько лет. Они так и стояли у причала, пока Россия не нашла им весьма символичное применение. Но об этом позже.
2011 год, спуск на воду одного из понтонов для плакрана-тримарана. Журнал «Судостроение и судоремонт»
В СМИ упоминается еще один плавкран, сданный заказчику «Севморзаводом» в 2004 году. Сообщалось, что он был заложен еще в 1993 году. Но специалисты завода процесс строительства этого крана почему-то не помнят.
Речь идет о кране ПК-400 «Севастополь» грузоподъемностью 400 тонн по проекту 15202 от ЦКБ «Коралл». Он был построен по заказу «Газпрома» и работал на шельфе в Баренцевом море, пишут СМИ. Он и сейчас в строю: в 2014 году его эксплуатировало ПАО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске. Именно этот, последний из выпущенных на СМЗ кранов, приводят в качестве примера того, что будет построено на обновленном Севморзаводе к весне 2020 года.
ПК-400 «Севастополь». Сейчас он носит имя «Юрий Кондрашов». Фото: "Северный Рабочий"
На машиностроительных форумах проскакивают куски отчетов, свидетельствующих о деятельности судоремонтного предприятия в начале нулевых.
К весне 2014 года из реальных производственников на заводе остал ась лишь одна бригада в 25-30 человек. Да и та собиралась лишь под заказ. В основном штат «Севморзавода» составляли административные работники и охрана — всего около 250 человек. С этим СМЗ вступил в Россию.
28 февраля 2015 года в 23:15 «Севморзавод» был «национализирован» губернатором Сергеем Меняйло. Он был преобразован в городской ГУП. Потом по прямому распоряжению Минпромторга РФ завод передали под управление Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Шефство над заводом взяла северодвинская «Звездочка».
На заводе отнеслись к шефству с недоумением: «Передать площадку СМЗ предприятию, строящему атомные подводные ракетоносцы, которые сложнее космических кораблей, - это как в советские времена нас заставляли делать кровати».
В июле 2018 года, писал «Коммерсант», имущественный комплекс завода был передан в федеральную собственность.
Но национализировать завод — это еще полдела. Нужно его как-то загрузить, а для этого — обновить оборудование. С этим у «Звездочки» ничего не получилось, говорят сотрудники из ИТР.
Единственное, что закупили для СМЗ — несколько плазморезов. Все станки, как и раньше, заводчане ремонтируют своими силами. Дошло до того, что сами делают ремонт и на портальных кранах, куда по правилам должны иметь допуск лишь специально обученные люди.
Зато «Звездочка» занялась переподготовкой кадров. Рабочих направляли на повышение квалификации и освоение смежных специальностей.
В 2016 году завод получил первый крупный заказ. Севморзавод должен был построить два понтона для строительства Крымского моста. Именно на них перемещали арки пролетов строящегося моста со стапелей к месту установки.
На деле Севморзавод понтоны не строил. Правильнее будет сказать, что он собрал их из украинских понтонов, заказанных под речной тримаран при Порошенко. Два готовых понтона, стоявшие на приколе у причалов СМЗ, скрепили вместе — вот и все судостроение.
Второй понтон собрали тоже из двух элементов – из одного незаконченного украинского понтона и сделанного заново, соединив их вместе.
Отправка понтонов для Крымского моста. Фото: korabel.ru
Эту работу СМЗ выполнил в рекордно короткие сроки именно потому, что элементы были на 75% готовы. Но рабочим все равно пришлось буквально дневать и ночевать на территории. Местных кадров заводу не хватило — прослойка рабочих в городе исчезла как класс. Поэтому резчиков, сварщиков, сборщиков добирали по всей России. Севастопольским платили по 2,5 тыс рублей в день, приезжим — по 5 тыс, плюс оплачивали жилье, жалуются на дискриминацию севастопольские рабочие. Руководство обещало всем премии, но слово не сдержало. Хотя деньги за понтоны для моста завод получил в полном объеме, уверены рядовые сотрудники.
Тогда с Севморзавода со скандалом ушла последняя бригада сборщиков и сварщиков — они хорошо устроились на Дальнем Востоке, где работают вахтовым методом за очень достойную зарплату.
Сейчас в администрации СМЗ сидят менеджеры с материка, многие из которых в судостроении никогда не работали, а если работали, то только на отдельных участках, и слабо представляют процесс в целом. Зарплаты у них высокие, ведь помимо оклада и премии им положены суточные выплаты и компенсация аренды квартиры. Местные сотрудники тоже получают по местным меркам неплохо: рабочие 28-45 тыс рублей ''грязными'', цеховые ИТРовцы тысяч 30, административный аппарат — около 70-100 тыс. При этом завод практически ничего не производит.
А еще на заводе говорят о госзакупках. И приводят совсем уж ошеломляющие примеры. «Скажем, нужно было закупить 1,5 км оцинкованного троса диаметром 18 мм, - рассказал один из наших источников. - В интернете такой можно купить по цене от 450 рублей за погонный метр. Завод закупил в 20 раз дороже — по 10 тыс рублей». Продолжать можно долго.
Неудивительно, что деньги, заработанные на понтонах, быстро кончились. Но тут подоспел новый заказ. В конце октября 2017 года на СМЗ торжественно заложили новый полноповоротный плавучий кран грузоподъемностью 400 тонн — по тому самому проекту 15202 ПК-400 «Севастополь», разработанному ЦКБ «Коралл» еще в 1990 году. На строительство крана бюджет готов потратить 2,7 млрд рублей. Срок сдачи — весна 2020 года. Сначала собирались сдать в декабре 2019 года, но даты все время переносятся.
Фото: Пресс-служба заксобрания Севастополя
Чтобы новость о закладке крана хорошо смотрелась в СМИ, на одну из производственных площадок СМЗ привезли немного металла, пригласили сварщиков, рассказывают источники
Камера снимает, искры летят — город и вся страна увидели возрождение Севморзавода. Но после выхода сюжетов процесс заглох и вплоть до марта 2018 года на площадке, где собирают кран, ничего не происходило.
Сейчас работы идут, на заводе варят корпус будущего крана. Главная проблема — нехватка кадров. Севастопольские сварщики после истории с понтонами разбежались, новых набрать негде.
Всего рабочих на заводе — около 100 человек, а нужно несколько сотен. Администрация обещает рекрутировать 150 человек на материке, опять же — под разовый заказ и за большие зарплаты с суточными и проживанием.
Первое время на заводе думали, что краны действительно запустят в серию. ИТРовцы даже стали готовить по пилотному образцу технолого-нормировочные карты. Но потом работу с подобного рода документацией остановили — видимо, он не нужна. Заводчане поняли, заказов на серийное производство ПК-400 «Севастополь» у СМЗ не будет. Хорошо, если не откажутся от планов построить еще один, 700-тонный кран, проект которого уже заказан ЦКБ «Коралл». Дальше — неизвестность.
Кстати, за проекты двух кранов на 400 и 700 тонн ЦКБ «Коралл», управляемому кипрским офшором, получит по госконтракту 360 млн рублей. Часть этой суммы уже выплачена: первый транш на 120 млн прошел в декабре 2017, второй, на 50 млн — в июне 2018.
На Севморзаводе говорят, что документация по проектам на предприятие действительно поступает. Правда пока только по корпусу и станочным работам.
Чем кран будет оборудован, пока остается загадкой, ведь с момента разработки проекта ПК-400 «Севастополь» прошло почти 30 лет. Большая часть номенклатурного ряда необходимого оборудования — двигателей, лебедок, палубного оснащения, вентиляторов, насосов и т.п. — в России давно не выпускается.
Если конструкторы планируют закупать все это за границей, то будет ли итоговая стоимость изделия конкурентоспособной, задаются вопросом заводчане.
Все идет к тому, рассуждают наши источники, что заказ так и не будет выполнен. Кран попытаются собрать, но, столкнувшись с нехваткой комплектующих, проект заморозят. Что будет с предприятием дальше, никого не интересует, главное — осваивать выделяемые сейчас бюджетные средства и изо всех сил пиарить имиджевый проект.
СМЗ – это самый центр Севастополя. Место хорошее, дорогое. most.life/Инфоцентр
И к нему уже вплотную подходит многоэтажная жилая застройка
Между тем, телеграм-канал «Крымский канал» опубликовал свою версию развития событий. По его сведениям, президент Украины Петр Порошенко продал акции Севморзавода российской девелоперской группе - «предположительно, бенефициарам ''Севастопольстроя''». Эта компания в скором времени, считают авторы канала, обратиться за возмещением убытков от национализации в специально созданную губернатором Севастополя спецкомиссию. Компенсировать убытки городу предсказуемо будет нечем, и тогда судьба завода будет предрешена.
Почему акции выкупила именно девелоперская группа? Все просто: никакого другого «развития», кроме застройки в Крыму не существует. Любой клочок земли у моря рано или поздно поглотят высотки.
Все изложенное выше — результат попыток «Примечаний» выяснить, как продвигается строительство заложенного в 2017 году крана. Мы пытались выйти на сотрудников Севморзавода, и говорить с нами согласились лишь севастопольцы — те, кто помнит, каким завод был при СССР. Мы искренне надеемся, что все это — лишь проявление пессимизма местных жителей, уставших от десятилетий украинского безденежья и отсутствия перспектив. Возможно, России СМЗ действительно нужен. Но тогда почему высокопоставленные покровители завода командуют «вира помалу»? Ведь за три года завод можно было полностью обновить и загрузить.
В 2012 году нынешний премьер Крыма Сергей Аксенов говорил, что Россия принципиально мало чем отличается от Украины, только нефти больше и территория обширнее. После Крымской весны политика не раз попрекали этим видео, а сам он предпочел о нем забыть. Но кажется, между прошлым и настоящим СМЗ больше общего, чем различий.