Свой отель в Крыму: сколько это стоит и стоит ли связываться?

Меня часто спрашивают о том, какой можно открыть небольшой бизнес в Крыму. Многие хотят купить или построить маленький отель на старость у самого моря. Но всё ли так просто? Сколько это стоит, где лучше открыть отель – эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня вместе с Константином Мешковым, который несколько лет управляет небольшим отелем в Коктебеле и довольно успешно.
Александр Горный, «Эхо Москвы»
19.11.2017

Идея этого материала возникла у меня давно, но к сожалению, не мог подобрать для него главного героя, а тут представился хороший случай, пишет у себя в блоге на «Эхе Москвы» московский крымчанин Александр Горный. К жителю Коктебеля Константину Мешкову часто приезжают с местных и федеральных телеканалов за сюжетом и рассказом, он избалован вниманием СМИ, но в этом и его личная заслуга, как управленца.

Скажу больше, благодаря своей активности и правильной стратегии, он поломал некоторые крымские стереотипы и стал вполне успешным, работая круглый год и даже в этом сложном сезоне обеспечил себе хорошую загрузку на летний сезон. Его работа была отмечена на конкурсе «Предприниматель года», и это вполне заслуженное признание.

Покупать или строить собственный отель Константин ещё не готов, но к нему многие обращаются с предложением взять в управление отель. Для него это семейный бизнес с чётким разделением функционала. Занимается он этим три года, набил шишек и ему есть, что сказать. Его супруга Ольга занимается кафе, которое считается в Коктебеле очень вкусным, но главное - работающим круглогодично.

— Константин, среди моих читателей есть те, кто хочет переехать в Крым и открыть своё дело. Многие мечтают о небольшом отельчике на старость. Как ты считаешь, стоит ли им с этим связываться?

— Если ты готов потратить необходимую сумму денег, принимать не туристов, а гостей, жить этим делом 24 часа в сутки и не скучать, то да.

— Строить или купить уже готовый отель? Какова цена вопроса?

— Строить самому дешевле, можно построить то, что сам хочешь, но можно потерять много времени и нервов. Сейчас довольно много предложений о продаже готового бизнеса и есть что выбрать.

Когда покупаешь построенный отель, то это не всегда тот вариант, который устроил бы вас полностью. Этот вариант скорее всего дороже, но зато сразу. Стройка очень сложный вопрос и не каждый готов ею заниматься несколько лет. Цену можно сложить, только вплотную начав заниматься этим. Земля — от 3 до 30 тысяч долларов за сотку (в ценообразовании земли отсутствует какая-либо логика), сам отель может стоить от $1000 за квадрат, в зависимости от уровня. То есть речь идёт о 30-40 млн руб. за отель из 25 номеров. При этом надо понимать, что все сладкие места уже застроены и свободных участков очень мало.

— Насколько выгоден отельный бизнес? Сколько лет его окупаемость? Может проще деньги в банк или доллар, и не заморачиваться всем этим?

— Если в отель вложить душу, голову и деньги — то выгодный. Окупаемость около 10 лет. Деньги в банк положить конечно же проще, если есть их достаточное количество, но это скучно.

Отель в Коктебеле на 25 номеров уровня 3*, при среднегодовой загрузке 40% даст валовый доход чуть больше 6 млн. рублей, добавим продажу доп. услуг, кафе и магазин – ещё 2 млн. Затраты при этом составят – 3,5-4 млн. Остаётся около 4 млн. Арифметика несложная.

— Какие основные здесь риски?

— Рисков много. Погода, стоимость перелётов в Крым, политическая обстановка, Турция, бестолковость чиновников на местах, которые вместо помощи бизнесу зачастую видят свою миссию в том, чтобы оштрафовать, запретить, наказать, забывая о том, что они простые наёмные работники, живущие на деньги налогоплательщиков.

Формула то простая, чем сильнее давление, тем меньше я заплачу налогов, тем меньше попадёт в бюджет, но большинство чиновников, в силу своей ограниченности и некомпетентности этого не понимают. В Крыму, из-за санкций, эти риски гораздо выше, чем на материковой части России. Самый рисковый фактор для меня лично это крымские чиновники.

Риск, на который может влиять отельер – это продажи. Нужно использовать все возможности и инструменты продвижения. Нельзя зацикливаться на одном канале продаж (например, только Букинг), необходимо работать и с турфирмами, и с различными системами онлайн бронирования, и самостоятельно продавать/продвигать через сайт и социальные сети при помощи различных активностей. Есть зависимость от качества работы выбранных партнёров, но если у вас их будет по несколько в каждом направлении, то риски минимизируются.

— Маленький, большой, средний отель? Размер имеет значение? Чему отдать предпочтение? На сколько номеров нужен отель, чтобы это был основной источник дохода?

— Больше отель — больше возможностей, но естественно и больше проблем. Сильная сторона маленьких отелей — возможность более плотного контакта с гостями, для создания комфортной обстановки их отдыха. Это возможность более гибко и оперативно подходить ко многим вопросам и проблемам ежедневно. Я бы взялся за руководство большим объектом, это очень интересно. Для семьи вполне достаточно отеля в 15-20 номеров, чтобы он стал основным источником дохода, а дальше всё зависит от потребностей.

— Можно на цифрах показать экономику этого бизнеса?

— Продажи собственно номерного фонда отеля (34 номеров) — 6 000 000 руб.

— Продажа доп. услуг (экскурсии, трансферы, прокаты и т.д ) — 800 000 руб.

— кафе — 1 800 000 руб. (прибыль около 600 000 руб.)

— магазин — 500 000 руб. (сдается в аренду)

Основные затраты – фонд оплаты труда, хозяйственные нужды, налоги и прочие отчисления, маркетинг, коммунальные услуги составляют где-то половину от валового дохода. Как итог остается не так много, но на жизнь семье хватает.

— Есть стереотип, что все рвутся только на Южный берег Крыма. Справедлив ли он?

— Безусловно самые популярные направления — Ялта и Алушта. Климат Южного берега вообще уникален, в мире всего 3 таких места — Ялта, Ницца и Канарские острова. Хотя, тот же Коктебель стабильно входит в 5 самых популярных малых курортов России и в некоторые моменты другие курортные города могут только позавидовать количеству гостей в нашем посёлке. Но надо быть очень осторожным с другими маленькими курортными посёлками, так как туда сейчас турист не едет и ярко выраженная сезонность.

— Хорошо, вот ты построил отель, но его нужно обслуживать. Это вода, электричество, газ, вывоз мусора и наверняка многое другое. В этом году добавятся имущественные налоги.  Можешь назвать тарифы по которым ты сейчас работаешь?

— Электричество — 4,95 руб.  за квт, вода — 27,84 руб. за м куб., газ — 8,417 руб. за м куб., услуги ассенизатора — 285,00 руб. за м куб, вывоз ТКО — 250,00 руб. за м куб.

[[incut? &ids=`15644`]]— Крым всесезонный это идея фикс Министерства туризма Крыма. Ты смог работать круглогодично в отличии от сотен, тысяч твоих коллег, ты фактически единственный, кто работает в Коктебеле круглый год. Зачем ты сделал ставку на круглогодичность, ведь бывают месяцы, когда у тебя в отеле занято всего несколько номеров? Может проще в межсезонье отдыхать, как это делает подавляющее большинство владельцев отелей в Крыму?

— В этом вопросе я всецело поддерживаю политику министерства. В Крыму любое время года привлекательно по-своему. Если не зацикливаться только на пляжном отдыхе, то круглый год есть, чем заняться. Это медицинский, познавательный, исторический, паломнический, активный туризм. Об это надо правильно доносить гостям и организовывать. С октября по конец апреля — сезон здоровья и для этого не обязательно ехать в санаторий, достаточно в течении 2-3 недель делать ежедневные прогулки по берегу моря, правильно питаться — эффект будет заметен уже на 4-й день. Ещё один плюс не летнего отдыха в Крыму — дешевизна, цены в отелях в 2-3 раза ниже, чем летом. Мы, например, сдаем номер на месяц и более по совсем специальной цене.

— Что мешает другим отельерам работать круглогодично?

— Разные причины. Основная, то что они сами не верят (не знают) в потенциал места в котором живут и работают. Кому-то просто лень, срубили денег за 3 месяца и всё — жизнь удалась.

— Какой уровень загрузки у тебя в этом сезоне?

— Уровень загрузки немного ниже, чем в прошлом году. Июнь — 60%, июль – 70%, август — 80%, сентябрь – 52%, октябрь – 25%.

— Как будешь раздвигать сезон?

— Прежде всего, договорюсь с Зевсом, чтобы тепло до ноября было. А вообще это упор на активный туризм — квадротуры, велопрогулки, пешие походы по Карадагу, морские прогулки, конные прогулки, полёты на парапланах — это доступно круглый год. Буду развивать экскурсионку. Винные туры, дегустации – сейчас совместно с WineLab разрабатываем комплекс разнообразных туров на любой срок и кошелёк. Востребованы туры выходного дня для жителей больших городов, насыщенные самой разнообразной программой.

— Почему люди выбирают твой отель? Кто твой гость?

— Раз у меня большой процент возвратных гостей — значит для них создана правильная комфортная атмосфера. Существует гибкая программа лояльности для гостей, возвращающихся к нам. Где-то это повышенная категория номера, где-то приветственный ужин, где-то трансфер в подарок, есть очень много способов отблагодарить гостя за приверженность к своему отелю. Сложно сформировать портрет моего гостя — люди самые разные. Едут и возвращаются семьи с детьми, молодёжь, люди пожилого возраста предпочитают ехать в сентябре-ноябре. С этого года полюбили наш отель байкеры. Но очень важно, что я работаю круглогодично.



— В основном прилетают или приезжают на машине?

— Год на год не приходится. В 2015 много приезжало гостей на машинах, в 2016 процент прилетевших на самолёте был гораздо выше. В этом году многие прилетали, но при этом парковка перед отелем всегда заполнена. Много что зависит от цен на перелёт.

Кухня — нсколько это серьёзное подспорье в финансовом плане или это необходимость для привлечения клиентов?

— Кафе при отеле - важная часть бизнеса. Это нормальное и обязательное требование для любого отеля. Гость должен быть уверен, что он всегда может вкусно и сытно поесть, не выходя из отеля, а уж если захочет чего-нибудь изысканного, то мы ему поможем и подскажем варианты в Коктебеле, в зависимости от его предпочтений. В финансовом плане, доля кафе в общей прибыли составляет около 20-30%.

— Ты работаешь вместе со своей супругой. У вас это семейный бизнес. Не мешает ли он семейным отношениям, ведь наверняка возникает много спорных моментов?

— У нас чётко разделены зоны ответственности. Спорные моменты конечно же возникают, но каждый на своём участке имеет бесспорное право вето на вмешательство, и последнее слово за ним.

— Персонал, это ключевое слово в гостиничном бизнесе. Раньше в основном работники были из Украины, как сейчас обстоят дела? Где людей набираете?

— Сейчас все - крымчане. В этом году, на удивление, сезонный персонал набрали из местных. 50% персонала или постоянные работники, или возвратившиеся на сезон повторно.

Какой средний уровень зарплат для персонала?

— Средняя зарплата — 15000 рублей. Все питаются при отеле, иногородним предоставляется общежитие.

У тебя ИП или ООО? Что с налоговой нагрузкой?

— Сейчас работаю как ИП. Налоги по сравнению с прошлым годом выросли (для тех, кто работает по упрощёнке, с 3% от оборота до 4%. На материке 6%), но не катастрофически, платим — пополняем бюджет. ФНС работает без претензий, уровень работы и взаимодействия гораздо выше, чем раньше.

Сложно ли работать в российском правовом поле? Проверки, согласования, что ещё мешает тебе работать?

— В российском правовом поле работать не сложно, главное всё соблюдать. Но вот с работниками некоторых служб тяжело соблюдать. Не создав условий для ведения той или иной деятельности, они пытаются малый бизнес ломать через колено проверками, согласованиями.

[[incut? &ids=`14968`]]Например, сначала крымчан убедили в том, что документы на собственность украинского образца имеют ту же силу, что и российского, если не меняется собственник. С этого года, чтобы получить лицензию на право реализации алкогольной продукции, необходимо предоставить договор аренды, заверенный в кадастровой службе. Кадастровая служба не заверит договор пока не будет права собственности российского образца. А вот, чтобы у них получить свидетельство на право собственности нужен год.

Вот таким образом в этом году нанесён серьёзный удар по малому бизнесу в Крыму, так как многие предприниматели в силу чиновничьей волокиты не могут получить лицензию на алкоголь. Как итог — предприятия торговли и общепита, которые технически могли бы осуществлять эту деятельность из-за дебильной политики структуры, отвечающей за регистрацию и выдачу необходимых бумаг, оказались в пролете.

Беспредельничают приставы при покровительстве своего руководства крымского уровня (Константин больше года судится с ними по совершенно странному и неприятному поводу, когда были списаны у него средства со счетов и заблокированы). Примеров некорректной работы работников госслужб в Крыму много.

— Много говорится о том, что в Крыму плохо с сервисом. Я с этим не очень согласен: сервис в Крыму, это как температура по больнице. Так есть ли сервис в Крыму?

— Сервис в отдельно взятых крымских объектах на очень высоком уровне, но проблема есть. Этому в последние годы много внимания уделяло Министерство туризма. Пытаются внедрять стандарты путем классификации отелей. В нашем отеле есть определенные стандарты, но нельзя стандартами заменить внимание. Внимание много не стоит, но оно позволяет гостю чувствовать себя комфортно и защищённо.

— У тебя в гостинице довольно часто останавливались иностранцы. Санкции - это страшилки?

[[incut? &ids=`25190`]]— Иностранцы останавливаются, им нравится. Многие удивляются, что в Крыму люди спокойно живут, нормально работают и оказывают услуги достойного уровня. Санкции — больше страшилка, но в некоторых моментах ощущается их действие, не хватает нормальных банков, высокие процентные ставки (выше чем на материке), некачественное обслуживание, особенно это ощущается в работе с РНКБ (самый крупный банк Крыма), который ведёт не очень партнёрскую политику. Конкуренции нет, так чего им париться.

— Как ты продаёшь и продвигаешь свой отель? Какой процент у тебя маркетингового бюджета?

Продажи идут по нескольким каналам. Это и крупные туроператоры (80% продаж), показывающие очень хорошие результаты, и системы онлайн-бронирования, и небольшие турагенства, появились прямые контакты с крупными предприятиями. В этом году заметно выросли прямые продажи с сайта.

Продвижение тоже самое разноплановое. Участие в профильных выставках, работа с сайтом, SMM-маркетинг, организация пресс-туров и блог-туров, инфо-туров для представителей турбизнеса. Маркетинговый бюджет составляет более 100 000 рублей в год.

— Пожив у тебя, я наблюдал различные мероприятия, которые ты проводишь не только в отеле, но и в Коктебеле, да и мы с тобой решили проводить «Летние чаепития». Это доход, расход или часть маркетингового бюджета?

— Это часть маркетингового бюджета. Проводить подобные мероприятия и думать о доходе — это обречь их на неудачу. Но в целом итог положительный как в финансовом плане, так и с точки зрения продвижения.

(Добавлю от себя, что Константин с местными партнерами в 2017 году в конце июня провёл большой винный фестиваль в Коктебеле. Это был убыточный проект, но уже в следующем планируется выйти в плюс. Это позволяет дополнительно пропиариться и догрузить отель).

— У тебя сейчас только один отель в управлении. Может нужно взять ещё парочку? Или начать строить свой?

— Да, я бы взял ещё пару объектов в управление, поиском занимаюсь, пока подходящих вариантов не нашёл. Есть предложения, но они удалены. Сложно управлять сильно рассредоточенным бизнесом. Строить свой — это было бы замечательно, но пока только в перспективе.

***

Вот такой вот он малый отельный бизнес в Крыму. Повторюсь, но Константин Мешков не самый типичный пример для Крыма. Он, в отличии от многих, активно занимается отелем круглогодично, что позволяет ему иметь результаты выше, чем по отрасли, но маржинальность бизнеса серьезно снизилась за последний год.

В Крыму исторически сложилось, что в малых отелях и частном секторе останавливается около 70-80% всех приезжающих гостей, и у этого бизнеса есть будущее, если не начнется строительство больших системных отелей. Очень многое зависит от места. Как одну из угроз для этого вида бизнеса я вижу застройку шалманами парков и набережных, перекрытие подходов к пляжам, да и закрытие самих пляжей в угоду крупнякам, которые всячески пытаются отхапать куски пляжа в эксклюзив.

Вкладывать свои средства в этот бизнес можно, но всё очень надо хорошо просчитать и быть готовым работать круглый год. Цена вопроса тоже немалая, но необязательно иметь большой отель на 15-20 номеров и уложиться в $300-400 тыс. Покупать или строить отель ради бизнеса имеет смысл, если вы  решили переехать, есть свободные средства и не знаете, чем заняться. Многие сами живут в своих отелях совмещая дом и бизнес.

Следующий сезон, я прогнозирую, будет хуже этого на 15% - по вполне объективным причинам. Рост турпотока начнётся в 2019 году, после запуска в конце 2018 года автомобильного перехода, и выйдет на уровень к 2020-2021 годам, когда запустят железнодорожный мост через Керченский пролив.