В последнее время часто пользуюсь сайтом Госуслуг — большинство сервисов сделаны качественно и удобно. Если бы не одно ''но'': портал постоянно просит подтвердить, что я не робот, обнаружив «подозрительную активность» с моего адреса. Обычно вопросы, вроде «укажите серию паспорта» или «номер вашего транспортного средства», не вызывают затруднений. Но однажды сайт спросил у меня место рождения, и его я ввести правильно не смог — слишком заковыристо пишется название той дыры, где я появился на свет. Проблема решилась простой «рекапчей» - после перезагрузки страницы на ней появился другой вопрос. Но сама необходимость повторять по многу раз одни и те же действия меня невероятно взбесила.
До некоторого времени я думал, что это стандартная процедура — тот же «Контакт» постоянно просит подтвердить то номер телефона, то e-mail. Пока не увидел в facebook такое сообщение:
Столкнувшись с той же проблемой, девушка задала вопрос поддержке и получила ответ: Крым — это заграница. Та же ситуация, как видим, со Сбербанком: при заходе в онлайн банкинг из Крыма, сервис требует дополнительных подтверждений по операциям.
Коллега который месяц не может оплатить подписку на музыку «вКонтакте» на андройд-устройстве. Даже рьяно поддерживающий санкции Apple позволил оформить подписку и провел платеж, а сервисы Google упираются. И принадлежащая российской компании Mail.ru Group соцсеть ничего не может с этим сделать. Вот что отвечает на запросы их пресс-служба:
Да что там говорить, на днях крупнейший российский банковский портал banki.ru потребовал подтверждения того, что я не робот, обнаружив с моего ip подозрительную активность. Полагаю, той же природы — я в Крыму.
Но последней каплей стали онлайн-трансляции матчей ЧМ-2018. Напомню, в Крыму нет легальных фанзон чемпионата — все огромные экраны, что ставят местные власти, нарушают политику FIFA. Транслирующие игру бары рискуют попасть на сотни тысяч рублей штрафа. И билеты на мундиаль, которые проходит в России, крымчане сначала купить не могли: только после скандала в СМИ продажа стала доступна жителям полуострова.
Я смотрю футбол преимущественно дома, после работы. Бегу в конце дня весь в мыле, в предвкушении вечернего футбола. Матч уже начался, так что каждая минута заставляет нервничать. Телевизора у меня нет, поэтому захожу в прямой эфир на сайте «Первого»: видео недоступно в вашем регионе. «Россия-1» - то же самое. Наконец, нахожу трансляцию на «Матч ТВ», смотрю, а на следующий день все наоборот: на тех каналах, что были мне доступны вчера, обнаруживаются проблемы, зато «Первый» показывает мне футбол как ни в чем не бывало.
Я понимаю, что все это может быть связано с маршрутизацией. В Крыму до сих пор ходят слухи, что часть трафика провайдеры закупают на Украине — там цены на информацию ниже российских. Но я ничего об этом не знаю и, признаться, не хочу знать. Я просто хочу спокойно пользоваться Госуслугами, онлайн-банкингом, российскими соцсетями и смотреть футбол без лишних танцев с бубном.
Раздражает, когда кто-то из материковых говорящих голов начинает рассуждать о санкциях — мол, нужно потерпеть и другого выхода у нас нет. Мы, крымчане, давно это поняли и прочувствовали на своей шкуре. Только объясните нам, почему мы в опале у отечественных госкорпораций? Неужели нельзя что-то придумать?
Помню, как на заре санкционного давления один из местных провайдеров взял на себя смелость и с помощью каких-то, известных только их админам костылей порешал вопрос с доступностью сервисов Google. Если на это способна крошечная местечковая компания, почему то же самое не могут сделать Госуслуги и Сбербанк?