В начале марта жители Севастополя второй раз получили платежки ЖКХ с новыми тарифами на вывоз мусора. По новым правилам расчет сумм за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в многоквартирных домах теперь проводится не по площади квартир, а по количеству лиц, в них зарегистрированных. С одного человека за обращение с ТКО с января 2018 года берут по 114 рублей.
В феврале первые «жировки» с новыми цифрами вызвали возмущение горожан, которые тут же выяснили: так дорого за мусор не платят даже в столицах и городах-миллиониках. Откуда такой тариф?
Оказалось, что нормы накопления отходов в Севастополе вполне вменяемые, хоть и превышают реальные цифры в 2,5 раза: каждый горожанин должен производить по 368 кг мусора в год, что сравнимо с показателями Москвы (в столице 349 кг).
При этом тарифы на вывоз этого самого мусора у нашего регионального оператора по обращению с ТКО — ГУП «Благоустройство города Севастополя», которого мы выбрали на ближайшие 10 лет, заоблачные: за одну тонну бытовых отходов государственное предприятие берет 3732,22 рубля.
В конце февраля губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников пытался успокоить возмущенных севастопольцев, пообещав пересмотреть мусорные тарифы.
«Если потребуется пересматривать решение по тарифам, будем это делать. Никаких незаконных решений в Севастополе я допускать не буду», – сказал он.
При этом глава города отметил, заявления о самом высоком тарифе на обращение с ТКО в России не соответствуют действительности. По его словам, на новую схему с введением единого регионального оператора одновременно перешли 13 субъектов, и среди этих регионов севастопольский тариф - наименьший.
На вчерашнем отчете перед заксобранием речи о пересмотре тарифов уже не шло. Овсянников пообещал лишь льготы для тех, кто не может платить. «Мы введём дополнительные льготы, – заявил он. – Не должно быть лишних финансовых нагрузок на жителей города. В этом будем корректировать наши действия».
Но губернатор ошибается, причем грубо. Согласно данным портала Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Inbvestinfra, с 1 января 2018 года региональные операторы по обращению с ТКО определены не в 13, как утверждает Овсянников, а в 21 регионе России: Астраханской, Нижегородской, Воронежской, Ивановской, Тамбовской, Челябинской, Кемеровской, Ростовской, Курской, Саратовской областях, в Дагестане, Чечне, Калмыкии, Мордовии, Якутии, Ставропольском, Камчатском, Краснодарском крае и Чукотском автономном округе.
Сравнить тарифы в этих регионах сходу – задача непростая. Дело в том, что каждый регион подходит к расчетам по-своему. Взять хотя бы нормы накопления отходов на человека в год: одни считают мусор в кубометрах, другие в тоннах, третьи вычисляют и объем, и вес одновременно. Причем тонны в кубометры переводятся по разным формулам:
если в Астраханской области 458 кг мусора — это 2,17 кубометров, то в Севастополе 268 кг отходов занимают 2,5 куба. Как будто в Астрахани люди выкидывают чугун, а в Севастополе – вату.
Некоторые субъекты установили единые нормы накопления для всего региона, другие — посчитали свои показатели для каждого города или района. Одни разделяют домовладельцев и жителей многоквартирных домов, выделяют отдельно крупногабаритные отходы, другие — принимают усредненные нормы для всех.
Однако, если свести все опубликованные в сети данные по регионам в одну таблицу, выясняется, что севастопольские нормы накопления мусора можно назвать средними.
Интересно, что минимум и максимум этой нормы фиксируется в одном регионе — Краснодарском крае: от 200 кг на человека в год до 1 тонны в зависимости от района. В Кемеровкой области гражданин выбрасывает 240 кг мусора в год, в Мордовии — 266. Лидеры по «замусоренности» — Астраханская, Ивановская область и республика Калмыкия, где жители городов выбрасывают ежегодно более 450 кг. Севастополь со своими 368 кг находится посередине.
С тарифами на вывоз разобраться еще сложнее. Не все субъекты выкладывают предельные тарифы, установленные для единых операторов, в свободный доступ. Где-то, по-видимому, торги либо еще не закончились, либо уже прошли, но результаты еще не опубликованы.
Однако даже те данные, что удалось найти, свидетельствуют: так дорого за вывоз и утилизацию тонны мусора, как в Севастополе, не берет ни один региональный оператор.
В Нижегородской области тариф составляет 1797 руб за тонну, в Тамбовской — от 371 до 1069 рублей за тонну, В Кемеровской области 849 рублей, в Ростовской — 791 (со следующего года, сейчас тариф еще ниже). Напомним, в Севастополе за эту услугу берут 3732 рубля за тонну.
Некоторые области исчисляют этот тариф в рублях за кубометр отходов. И тут действительно у Севастополя тариф на уровне. В Воронеже — 448 руб/куб.м, в Ивановской области — 480 руб/куб.м, в Мордовии — 548 руб/куб.м, в Краснодарском крае — 429 руб/куб.м.
В Севастополе за вывоз одного кубометра мусора оператор берет 426 рублей. Вроде бы не больше, чем в других регионах. Но, во-первых, в платежках используется тарификация «рублей за тонну», а во-вторых, формулы пересчета кубометров в килограммы во всех регионах, как мы уже выяснили, разные.
Однако в любом случае суммы в платежках формируются путем умножения тарифа на нормы накопления. Не везде расчет ведут исходя из количества проживающих в квартире людей, но можно представить, что это так, и перемножив два параметра, выяснить, сколько же люди платят.
Итак, в Кемерово за вывоз мусора платят менее 20 рублей с человека в месяц, в Тамбовской области — менее 30 рублей, в Ростове — от 25 до 50, в Нижегородской области — 65 рублей с человека в месяц, в Мордовии, Челябинской, Воронежской, Ивановской областях — около 90 рублей. И только в Ставропольском и Краснодарском крае максимальные тарифы (для некоторых районов, где нормы накопления значительно выше, чем в Севастополе) тарифы больше, чем у нас — до 132 рублей с человека в месяц.
Повторяем, в самих краевых столицах — Ставрополе и Краснодаре — люди платят за мусор около 100 рублей. В Севастополе — 114 рублей с человека в месяц.
Так о каком «самом низком тарифе» среди регионов, работающих с единым оператором по обращению с ТКО, говорит уважаемый губернатор Севастополя?