18 мая 1944 года началась депортация крымских татар, греков, армян и болгар. Вместе с ними были выселены и оставшиеся на полуострове немцы, процесс выселения которых начался еще в августе 1941-го.
Всего из Крыма с августа 1941 года по июнь 1944 было депортировано 61 тысяча крымских немцев, 194 тысячи крымских татар, 15 тысяч греков, 12 тысяч болгар, 9 тысяч армян. Некоторые районы полуострова практически обезлюдели.
О численности крымскотатарского населения косвенно может свидетельствовать распространенность тюркских топонимов. Вершины, овраги и реки в Крыму до сих пор носят тюркские названия, села были переименованы. Это относится и к Севастополю: в одной только Байдарской долине 12 сел, часть которых носила татарские имена.
До войны село Передовое называлось Уркуста, Родниковое — Скеля, Орлиное — Байдары, Широкое — Биюк-Мускомья, Резервное — Кучук-Мускомья, Терновка — Эски-Шули, Родное — Уппа, Верхнесадовое — Дуванкой, Орловка — Мамашай.
По данным Ассоциации национальных культурных обществ Севастополя (АНКОС) из Севастополя и пригородных сел в 1944 году было выселено 97 крымских немцев, 1053 крымских грека, 439 болгар, 229 армян и 12319 крымскихтатар.
Но заместитель председателя Севастопольского регионального меджлиса Талят Сулейманов называет другую цифру. По его мнению, из Севастополя было депортировано 17,5 тысяч крымских татар. «Только в Балаклавском районе проживало 11,5 тысяч», — утверждает он.
Официальным поводом для депортации крымских татар и других народов послужило обвинение в сотрудничестве с фашистскими оккупантами и массовом дезертирстве из рядов Красной Армии. 11 мая 1944 года Государственным комитетом обороны СССР было подписано постановление № ГОКО-5859 о принудительном выселении.
Рано утром 18 мая органы НКВД собрали всех поголовно. Главным образом выселению подверглись женщины, дети и пожилые люди. Взрослое мужское население либо сражалось на фронте против фашистов, либо было угнано немцами Германию — они продолжали участвовать в военных действиях на стороне Гитлера.
Что касается предателей, то органы НКВД выявляли их еще во время Крымской наступательной операции. И около 5 тысяч человек было осуждено в апреле-мае 1944 года. Они понесли заслуженное наказание.
Всего же, по сообщениям советского командования, на декабрь 1941 года с фашистами сотрудничали 14 тысяч крымских татар. Тогда как в ряды Красной Армии с 1941 по 1945 годы были призваны 35 тысяч, а всего воевали против фашистов — 60 тысяч крымских татар. И 36% из них — погибли. Многие из них были удостоены высоких государственных наград.
Оставшимся дома семьям было предписано собраться в течение 15 минут и явиться на железнодорожную станцию. В Сюйрени (ныне станция Сирень у Бахчисарая) людей погрузили в товарные вагоны и отправили в Среднюю Азию.
Тех, кто был в это время на фронте, тоже депортировали — отозвали из вооруженных сил и отправили в поселения родственников.
Переселяли людей в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были направлены в Марийскую АССР, Костромскую область и на Урал.
По данным архивов советских времен от 15 до 25 процентов переселенцев, истощенных во время немецкой оккупации, погибли в первые два года ссылки. Но активисты крымскотатарского движения, собиравшие данные об умерших, утверждают, что погибло более 46% населения.
По данным АНКОС, в Крым татары начали массово возвращаться в конце 80-х — начале 90-х. Среди армян, греков и болгар решились на этот шаг лишь единицы. Крымские немцы в Севастополь не вернулись. Существующее в городе немецкое общество объединяет представителей поволжских немцев, которые тоже подверглись переселению в годы войны.
Крымские татары добивались права на возвращение почти полвека. В отличие от других народов, получивших такое разрешение еще во времена «хрущевской оттепели», татары добились своего только в 1989 году. А в 1956 году, при Хрущеве, Президиум Верховного Совета СССР лишь издал указ «О снятии ограничений по спецпоселению с крымских татар...». Но этот документ не давал им права на возвращение в места, откуда они были выселены.
В 1967 году был принят еще один указ «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», в преамбуле которого говорилось, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживавших в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма». Но в тексте документа утверждалось, что крымские татары «укоренились на территории Узбекской и других народных республик», тогда как сами представители народа рассказывают, что «своими» в Средней Азии многие из них так и не стали.
Несмотря на то, что в указе прописано было право проживать на всей территории СССР в соответствии с действующим законодательством о трудоустройстве и паспортном режиме, вернувшиеся в Крым люди сталкивались с тем, что им попросту отказывали в прописке.
В последующие годы прописаться на полуострове удавалось единицам. Но семьи продолжали ехать и жить здесь нелегально. Тех, кто нарушал паспортный режим, судили и высылали с полуострова, многих — неоднократно. А их дома сносили, чтобы воспрепятствовать повторному возвращению.
Крымские татары в Узбекистане
Только в ноябре 1989 года, после длительных политических переговоров между национальной общиной и властью, Верховный Совет СССР своим постановлением № 845-1 признал полную политическую реабилитацию крымскотатарского народа и отмену дискриминационных нормативных актов, а также право на возвращение в «места исторического проживания и восстановление национальной целостности».
К 1987 году в Крым перебралось всего около 5 тысяч крымских татар. Ослабление запретов во времена перестройки привело к тому, что в момент подписания упомянутого постановления на полуострове их было уже около 40 тысяч.
По данным Росстата на момент последней переписи в Крымском федеральном округе в 2015 году к этой национальности себя отнесли всего 2,8 тысяч севастопольцев. Тогда как в остальном Крыму проживает 229,5 тысяч крымских татар. По словам Талята Сулейманова, реальная численность проживающих на территории Севастополя крымских татар — около 5,5 тыс человек.
Возвращение крымских татар в город Севастополь было несколько затруднено его статусом. Он был закрытой военно-морской базой и прописаться здесь, даже в сельской зоне, было затруднительно. Видимо, с этим связан тот факт, что во время основной волны переселения — в начале 90-х — в Севастополь вернулось совсем небольшое количество крымских татар. А в 1989 году их было всего 300.
Крымские татары сталкивались со множеством социальных и бытовых проблем. Им разрешили вернуться, но официального статуса депортированных или репрессированных у них не было, а значит, о помощи или компенсации речи не шло. Люди, оставившие здесь все свое имущество, возвращались на голую землю: их дома давно были разрушены или заняты.
При Украине для решения проблем обустройства крымские татары создали в Крыму параллельную систему национального самоуправления, состоявшую из законодательного органа — курултая, и аналога национального правительства — меджлиса. Киевские политики делали на него ставку в борьбе с пророссийскими организациями полуострова, а татарское население считали этническим противовесом русскому большинству.
В начале 90-х в районе Судака и Феодосии произошло несколько громких русско-татарских столкновений, в основе которых лежал передел сфер влияния между славянскими (Башмаки, Сейлем) и татарскими ОПГ в юго-восточном Крыму. При этом риторика и поведение татарских группировок были гораздо более политизированными и идеологизированными, в значительной степени благодаря влиянию Меджлиса.
Во внутренней политике лидеры Меджлиса, подчеркивая лояльность Киеву, блокировались на выборах с системными националистическими партиями Украины, но при этом не скрывали своих протурецких настроений.
В 2013 году руководство Меджлиса поддержало майдан. 26 февраля 2014 года под стенами Верховного совета Крыма произошло драматичное столкновение крымских татар с русскими, в котором первые выступали за сохранение полуострова в составе постмайданной Украины, а вторые вышли с флагами РФ. В столкновении погибло как минимум двое человек и, в конечном счете, верх взяли татары (среди них было больше мужчин и молодежи, среди русских - больше пожилых людей и женщин).
Весной-летом 2014 года лидеры Меджлиса призывали крымских татар бойкотировать референдум о воссоединении Крыма с Россией, а потом отказалось сотрудничать с властями РФ, несмотря на персональные призывы к диалогу со стороны президента Путина и уговоры со стороны эмиссаров из России, в число которых входил лично президент Татарстана. Позже, уехав на Украину, лидеры Меджлиса призывали НАТО к войне с Россией и принимали активное участие в блокаде полуострова. Часть молодых националистически настроенных татарских активистов в 2013 году образовала "крымскую сотню" майдана, а в 2014-15 гг воевала в АТО.
В 2014-16 годах российские власти Крыма провели серию задержаний среди крымских татар, имевших, по мнению следствия, отношение к этим событиям. Лидерам Меджлиса запретили въезд в Россию. Меджлис потерял на полуострове свои административные здания и СМИ, но часть его активистов влилась в "Единую Россию" и стала работать в органах власти российского Крыма. В 2016 году сам Меджлис крымских татар был признан в России экстремистской организацией. Незаконным признан и курултай.
Меджлис официально запретили в РФ в 2016 году, признав экстремистской организацией
Но все это имело отношение к Крыму - в Севастополе межнациональные отношения традиционно отличались уравновешенностью. Хотя здесь тоже существовал региональный меджлис. В 2012 году его председателем был избран Энвер Мамутдинов. В российских реалиях он трансформировался в региональную общественную организацию «Ак-Яр» (тюркская вариация топонима "Ахтиар", так кода-то называлось поселение на месте современного Инкермана в Севастополе). "Ак-яр", по сути, выполняет те же функции,что и региональный меджлис.
В центре — Энвер Мамутдинов
«Меджлисом сегодня принято пугать население Крыма, — говорит Талят Сулейманов. — Его даже запретили. Однако меджлис это характерная форма самоуправления для тюркских народов. Меджлисы существуют и в других регионах России. И мы продолжаем собираться, чтобы решать волнующие нас вопросы собранием, сообща».
Талят Сулейманов
Что это за вопросы? Первый и основной — условия проживания крымских татар в селах.
Во многих домах по-прежнему нет электричества, воды, газа, дороги в сельской местности находятся в ужасном состоянии, не обустроены мусульманские кладбища. Остро стоит вопрос с гражданством для тех, кто продолжает возвращаться в Крым. Волна репатриантов по сравнению с началом 90-х годов практически сошла на нет, однако крымские татары продолжают прибывать в Крым. И сталкиваются с чудовищно бюрократизированным процессом получения гражданства и регистрации. Впрочем, с ним сталкиваются сегодня далеко не только одни татары.
Тем не менее, сосуществование крымских татар и славян в Севастополе всегда было более благополучным, чем в остальном Крыму.
«У нас в городе ранее не было межнациональных конфликтов, самозахватов земель, — говорит Сулейманов. — Мы предпочитали идти законным путем. И нам в Севастополе это удавалось. В правительство давно передан документ с указанием острых проблем в местах компактного проживания крымских татар».
По словам Сулейманова, мера поддержки вернувшихся со стороны государства — прибавка к пенсии в 500 рублей тем, кто родился до 1956 года — является недостаточной. Кроме справки о реабилитации, многие никакой помощи и вовсе не получили.
А поддержка крымским татарам нужна. И прежде всего, в культурном плане. Этнос, сформировавшийся на полуострове, после возвращения на родину как никогда близок к уничтожению. «Народ умрет тогда, когда исчезнет его история, язык и культура», — с сожалением говорит Сулейманов. Современная молодежь, к сожалению, родной язык и обычаи начинает забывать.
Восполнением пробелов занимается Севастопольский центр крымскотатарской культуры при АНКОС, который возглавляет Диана Асанова. Один из коллективов центра «Ак-Яр» получил звание народного, остальные признаны образцовыми.
При Украине крымские татары периодически поднимали вопрос о том, что малый этнос должен иметь своих представителей в государственных органах власти — пропорционально численности населения.
«Мы не можем самостоятельно выбрать своих депутатов в рамках общего избирательного процесса, — поясняет Талят Сулейманов, — потому что крымские татары не имеют на полуострове мест компактного проживания. Мы рассеяны по всему Крыму, а численность на сегодня невысока. Поэтому мы, как коренной народ — а мы не имеем другой родины, кроме Крыма — считаем, что такое представительство необходимо. И были годы, когда от нас в Верховном совете Крыма было 14 депутатов. Это было при Багрове (начало 90-х годов — авт.)».
Попытки пройти в советы в рамках законных выборов предпринимались и в середине 2000-х. В 2006 году была создана политическая партия «Милли Фирка», однако на выборах 2010 года в парламент Крыма ее представители не прошли.
В Севастополе из-за небольшой численности крымскотатарского население этот вопрос никогда остро не стоял. В горсовете не было депутатов-представителей этого народа. Крымские татары избирались лишь в Балаклавский и Нахимовский районный советы.
Сегодня процесс общения крымских татар с властью в Севастополе идет лишь через общественную палату при губернаторе, куда входят Энвер Мамутдинов и Талят Сулейманов. В целом можно сказать, что обстановка решение вопросов проходит хоть и не быстро, но спокойно: татары в Севастополе не волнуются.
Завтра крымские татары и потомки других депортированных народов соберутся в СЦКИ на ул. Ленина, 25 в 11-00 на памятное мероприятие. В 12-30 запланировано возложение цветов к обелиску жертвам депортации в сквере на ул. Вокзальная (напротив автовокзала).