Мы до сих пор нередко называем Крым Тавридой, даем это название компаниям, форумам, ресторанам. Тавридой назвали новую трассу, пересекающую практически весь полуостров. Но первыми это имя южной части Крыма, а затем и всему полуострову дали греки – Таврика, Таврида – страна тавров.
Но кто же эти тавры? Следы их присутствия находят по всему Крыму, но письменности они не имели, поэтому как они называли себя сами и на каком языке говорили, неизвестно. Основную информацию об этом народе дали труды античных авторов (первые упоминания — VI век до н. э., последние — I век н.э.) и раскопки, которые ведутся на полуострове с XIX века.
Тавров не раз упоминает Геродот, подчеркивающий, что живут они «грабежом и войной». Не отстает от него и Страбон, который упоминает три таврских племени: арихи, синхи, напеи, и отмечает, что они были особо злобными. Вообще, древние историки оставили о таврах крайне отрицательные отзывы, но об этом позже.
Это коренной народ полуострова, потомки людей бронзового века, обозначаемых археологами как «Белозерская культура», которую впрочем связывают и с киммерийцами. Археологические находки на месте их поселений, в том числе могильники очень напоминают чуть более поздние — таврские.
Самих тавров отождествляют с археологической кизил-кобинской культурой, чьи многочисленные памятники найдены в горном и предгорном Крыму. Известно, что они занимались земледелием, ткачеством, разводили домашних животных. Именно при них зародилось чаирное садоводство, приемы которого используются в Крыму и сейчас.
Некоторое понимание разнообразия диких деревьев и кустарников со съедобными плодами, произрастающих в Крыму дает подборка фотографий в статье о нашем путешествии в Долину приведений на гору Демерджи, где тоже жили тавры — вот ссылка.
Тавры, жившие у побережья, занимались прибрежным собирательством, рыбной ловлей и пиратством. Последнее особо подчеркивали греческие историки, в ярких красках расписывая дикие нравы, злобность и кровавые ритуалы тавров. Де, те поклонялись Деве и приносили ей кровавые жертвы. Впрочем, такое отношение вполне логично – наверняка тавры не были рады грекам, которые не просто прибывали на своих судах к их берегам, но и активно их осваивали.
О том, что в реальности тавры не были закрытым обществом опять же свидетельствуют античные авторы. Во-первых, они не только воевали, но и вполне мирно соседствовали с греческими полисами в Крыму — на территории Боспорского царства сохранились надгробия, где было написано, что умершие были таврами, а жители Херсонеса переняли от тавров поклонение Деве. Во-вторых, тавры мирно уживались со скифами, постепенно настолько смешавшись с этим народом, что греки переименовали их в тавроскифов.
Что в Крыму напоминает о таврах? Несмотря на тьму времени, отделяющую нас от первых жителей полуострова, от них остались памятники, которые может посетить, осмотреть и пощупать не только специалист, но и просто турист, интересующийся историей.
Этот народ жил в небольших поселениях, видимо семейными общинами, по большей части на южном побережье от мыса Айя до Феодосии и в горном Крыму, включая предгорья. Геродот писал, что таврам принадлежала «гористая страна» полосой от Керкинитиды (Евпатория) до Скалистого (Керченский п-в).
Самым старым поселением тавров, исследованным археологами, является Уч-Баш. Оно находится на горе прямо напротив Свято-Климентовского пещерного монастыря в Инкермане. Точнее находилось, так как место раскопок серьезно пострадало во время Великой Отечественной войны. Но мы все равно советуем там побывать – полюбоваться открывающимися оттуда видами на Севастопольскую бухту, руины Каламиты, устье реки Черной.
Кстати, река Черная приведет упорного путешественника в Байдарскую долину, где также сохранились следы тавров – могильники (так называемые таврские ящики) и уникальный исторический памятник — скельские менгиры в селе Родниковское.
Это несколько больших камней, которые около 4000 лет назад принесли\притащили (?) издалека и установили вертикально явно с ритуальными целями. Эдакий небольшой Стоунхендж.
Можно продолжить путь от менгиров по Римской дороге (Календской тропе) на Южный берег Крыма, через перевал Шайтан-Мердвень. Эта тропа — самый короткий путь из внутренних областей на ЮБК, использовалась с доисторических времен (ученые находили на ней обломки каменных орудий). Так что наверняка по ней ходили и тавры.
На Южном берегу почти напротив перевала в Кастрополе у моря находится скала Ифигения, названная так в честь дочери царя Агамемнона – предводителя греков в Троянской войне. Он принес ее в жертву Артемиде, а та похитила девушку с алтаря, перенесла в Тавриду и сделала служительницей в своем храме – храме Богини-Девы, которой как мы помним и поклонялись тавры. В жертву богине они приносили купцов и мореходов, потерпевших кораблекрушение у этих скалистых берегов.
Но однажды приплыл сюда Орест, брат Ифигении, который вместе с Пиладом собирался украсть из храма изображение Артемиды Таврической. Друзья попали в плен, должны были быть принесены в жертву, но брат и сестра узнали друг друга. Ифигения обманула таврского царя Фоапта и все трое сбежали на родину.
Чуть дальше у Симеиза на горе Кошка вас ждет очередное место, связанное с таврами — некрополь, где находится около 50-ти таврских ящиков.
Они почти квадратные, стенки сложены из четырех плоских камней, крышка из одного, но куда более мощного – чтобы сдвинуть такой требовалось несколько человек. Сейчас все открыты, вросли в землю, покрыты плющом, внутри ящиков растет иглица, а то и деревья.
Часто таврские ящики называют дольменами, что неверно. Они меньше дольменов и в них отсутствует существенная деталь — боковое отверстие. Скорее это были семейные склепы. Покойников хоронили в позе эмбриона, с ними в могилу клали оружие, посуду, украшения. Когда место в могиле кончалось, кости вынимали, оставляли внутри только черепа и продолжали хоронить там новых покойников. В одном из ящиков в Байдарской долины в урочище Малмуз найдено сразу 68 черепов.
Поразительный факт — в могильниках практически нет греческих вещей (за исключением бус). Почему? Ведь они были пиратами, нещадно грабившими греков. Или не были?
На юго-востоке Крыма у поселка Новый Свет есть еще одна достопримечательность времен тавров – таврская лестница, вырубленная в скалах. Она находится на горе Караул-Оба, вершина которой видимо и тогда, и позже служила сторожевым постом.
Интересно, что Южном берегу Крыма таврских поселений нет. Могильники есть и немало, а поселений нет. В предгорьях следы поселений есть и много, настолько, что начинает казаться — эти края были заселены плотнее чем сейчас. Но у них есть интересная особенность — при раскопках обнаруживают все типичные признаки людских поселений — культурный слой, очаги, мусорные кучи, но почти нет главного — домов. По мнению ученых, это говорит о том, что тавры были кочевниками — кочевали с места на место и строили временные жилища, что-то вроде юрт или вигвамов. Эту гипотезу подтверждают и греки. В одном греческом источнике III века до н.э. сказано: «Тавры любят кочевую жизнь в горах».
Опять вернемся вглубь полуострова, а точнее заглянем в Красные пещеры, чье татарское название Кизил-Коба и дало название археологической культуре, связанной с таврами. В Красных пещерах находилось святилище тавров, там обнаружено немало интереснейших археологических находок, которые сейчас хранятся в центральном музее Тавриды.
Неплохо сохранились таврские могильники на плато Капак-Таш под Симферополем. И вообще под столицей Крыма найдены десятки таврских поселений, в том числе в районе Белогорска, например на Белой скале, многочисленные гроты которой служили таврам жилищами.
Особенно интересны гроты в глубине Красной балки, где каждую минуту ожидаешь увидеть если не тавров, то тавроскифов точно.
Еще одно святилище тавров было обнаружено в пещере Ени-Сала 2. В первом зале на себя обращает внимание один большой сталагмит, во второй стоят три больших сталагмита — идолы, созданные самой природой. Судя по большому количеству костей и предметам утвари самых разных периодов, этой пещерой как временным жилищем пользовались скотоводы и охотники, начиная от неандертальцев и до Средневековья.
Примерно та же обстановка в пещере Ман (Северный склон Демерджи). В первом зале найдены черепки и другие предметы, указывающие на тавров. Во втором на стене нацарапано человеческое лицо, под ним крест — древний солярный символ. Пещеры соединяет узкий колодец и другую причину пробираться во вторую пещеру, кроме как для совершения ритуалов, сложно представить.
Напоследок опять вернемся под Севастополь, где кроме горы Уч-Баш есть и другие места, помнящие тавров. Это Мекензиевы горы, где у 2-го кордона сохранились таврские ящики и что-то напоминающее святилище, Балаклава — та самая гавань Символон, где банды тавров якобы грабили корабли и Фиолент — там на крутом скалистом берегу, где-то в районе грота Дианы стоял храм Девы в котором тавры приносили ей в жертву чужестранцев, окрашивая его ступени их кровью.