ЦКБ «Черноморец» было основано в 1947 году по распоряжению Политбюро ЦК КПСС. Курировал проект лично нарком Лаврентий Берия.
Предприятие специализировалось на разработке документации для среднего ремонта и модернизации военных судов и судов вспомогательного флота. Обслуживало в первое время Северный, Балтийский, Черноморский флот и Каспийскую флотилию. Позже сфера разработок сузилась — в основном КБ переключилось на корабли ЧФ. Министерство судостроительной промышленности считало «Черноморец» базовой организацией по судоремонту.
В советские времена на предприятии работало 1200 человек, 120 из них — в передовой группе, размещавшейся на Севморзаводе. Конструкторы «Черноморца» помогали корабелам в разработке документации.
После развала СССР ЦКБ обслуживало военно-морские силы Украины, заключало контракты на разработку проектов по модернизации кораблей ЧФ РФ, работало с иностранными заказчиками — Китаем, Индией, Вьетнамом.
«Благодаря иностранным заказам нам удавалось не только выживать, но и зарабатывать. Среди предприятий такого типа, работавших на Украине, у наших конструкторов были самые высокие зарплаты. А пенсии наших работников можно сравнить с военными», — рассказывают конструкторы.
КБ котировалось среди выпускников местного технического университета. С 2003 по 2009 года на предприятии существовал совет молодых ученых, в котором состояло до 50 человек. Многим из них удалось защитить кандидатские диссертации на базе разработок КБ, а теперь, когда заказов стало мало и совет прекратил существование, его члены востребованы на многих предприятиях, в том числе и иностранных. «Наша молодежь работает в КБ «Коралл», на 13-ом заводе, на предприятиях нефтяной отрасли. Многие уехали за границу — в Турцию и ОАЭ»,— говорят в ЦКБ.
К 2014 году удалось сохранить лишь 100 человек штата, а за последние три года количество работников еще сократилось и составляет чуть больше 40 человек. Людей пришлось сократить, когда ушли иностранные заказы.
Все 70 лет своего существование ЦКБ размещалось в специально построенном для него здании по адресу ул. Большая Морская, 1. Первая очередь строения, выходящего фасадами на площадь Лазарева и проспект Нахимова, была сдана в 1956, вторая — в 1957 году. К тому же все построенные вокруг площади Лазарева дома до развала Союза числились на балансе предприятия. И уже в украинские времена ЦКБ передало их городу.
В украинские времена здание неоднократно пытались «отжать». «В разное время приезжали из Киева — из министерств, организаций, частных структур. Беседовали с руководством, осматривали помещения, — вспоминают работники предприятия.
«Здесь хотели сделать гостиницу: место очень удобное, а рядом в центре города есть лишь одна гостиница "Севастополь". Они хотели сделать нечто подобное, все условия в здании есть».
В 2009 году в здание ЦКБ вселился апелляционный административный суд — на время ремонта основных выделенных ему помещений на ул. Вокзальной, 3. Позже временно въехавшее ведомство начало захватывать территорию.
«Вначале они выселили наш музей. Мы были вынуждены передать нашу прекрасную экспозицию в Балаклавские штольни. Потом они отобрали у нас другие помещения», — рассказывают в профсоюзе Черноморца.
Суд стал писать обращения в Укроборонпром с просьбами передать им здание полностью. В нем планировали открыть севастопольский дворец правосудия. Председатели Укроборонпрома приезжали в Севастополь, чтобы осмотреть здание Черноморца и встретиться с главой администрации Владимиром Яцубой. Тот высоких гостей выслушал, но передать здание отказался. «КБ работает и дальше работать будет. Я оборонку не уничтожаю», — передают слова бывшего мэра работники ЦКБ.
В профсоюзе признаются, что спасать предприятие приходилось неоднократно с помощью обращений к высоким лицам. «Мы писали Ющенко, Юлии Тимошенко, секретарю совета национальной безопасности и обороны Украины Ларисе Богатыревой. В 2012 году директора принимал у себя президент Янукович и премьер Азаров. Янукович тогда потребовал от замсекретаря СНБОУ Александра Медведько взять ситуацию с нашим зданием на контроль. После этого все звонки, все попытки отобрать наше здание прекратились», — вспоминают конструкторы.
После перехода Крыма в РФ административный суд из здания съехал. Предприятие посетили представители московских судов, но претендовать на помещения они не стали, так как ЦКБ выполняло заказы для оборонки и судьи посчитали спор бесперспективным.
Уже через месяц после референдума предприятие посетили люди из Министерства обороны. Они оценили потенциал КБ и предложили использовать его в качестве базовой региональной проектной организации для нужд Черноморского флота и Каспийской флотилии по направлению «Разработка проектов модернизации и ремонта кораблей». А также в качестве головного исполнителя разработки конструкторской документации по разработке стандартов и нормативов используемых при переоборудовании и модернизации судов.
Позже было совещание во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Тот, заслушав доклад о специфике работы и истории предприятия, был удивлен тем, что ЦКБ удалось сохранить на Украине — ведь многие подобные предприятия в самой России, в том числе и филиал ЦКБ «Черноморец» во Владивостоке, давно уничтожены.
И не просто сохранить, а оставить его в историческом здании, в самом центре города.
Перерегистрация украинского госпредприятия в российский ГУП шла медленно. Лишь в сентябре 2014 года прошла инвентаризация ЦКБ, а регистрация — только в декабре, и то лишь по настоянию Минпромторга.
При этом управление промышленности, учредитель ЦКБ, которое должно было помочь предприятию в перерегистрации, находилось прямо в здании «Черноморца». Оно въехало в помещения, ранее занимаемые судом, к лету 2014 года.
«Их выселили из здания на ул. Розы Люксембург, которое занял Следственный комитет. Они пришли к бывшему директору Бородину и попросились к нам. Он согласился, надеясь, что управление в будущем будет помогать становлению отрасли в целом и предприятию, в здании которого находится», - объясняют в профкоме. Но вышло все с точностью до наоборот.
Кроме управления промышленности на ул. Большую Морскую на время переместился департамент транспорта, а затем департамент сельского хозяйства. При этом департамент имущественных и земельных отношений предъявляет свои права на площади ЦКБ.
Руководству поясняют, что украинское госпредприятие, у которого главное здание на Большой Морской,1 было на балансе, а земельный участок — в собственности, было национализировано вместе с имущественным комплексом. И теперь полное право распоряжаться его недвижимостью имеет правительство.
В частности, еще с украинских времен КБ сдавало в аренду коммерческие помещения в цокольном и первом этаже здания, а доходы с деятельности тратило на оплату коммунальных платежей. Теперь же, заявил ДИЗО, все деньги должны поступать в казну города.
Чиновники отказались возвращать предприятию помещение столовой, много лет назад арендованной «Акаром» — представительством Татарстана. В нем располагалось детское кафе. Сейчас город считает пищеблок своим и даже подыскивает для него новых арендаторов: несколько месяцев назад там хотели открыть винный магазин.
«Мы бы могли выгнать арендаторов и разместить в помещениях наших конструкторов, но пока штат у нас маленький, заказов не хватает, это нецелесообразно. Если мы избавимся от арендаторов, то предприятие не выживет, его задавят коммунальные платежи», — жалуются работники.
При этом чиновники, разместившиеся в здании ЦКБ, не платят коммунальные платежи. Предприятие вынуждено было обратиться в суд с иском на 1,5 млн рублей.
В итоге суд установил, что правительство задолжало ЦКБ более 900 тысяч. Решение вынесено, но долги до сих пор не погашены и «гости» продолжают злоупотреблять гостеприимством хозяев.
В течение всего 2014 года руководство предприятия обращалось к городу за помощью: нужны были средства на оформление российских лицензий и сертификатов. В бюджете города были деньги — около 4 млрд рублей, выделенных на поддержку промышленности в переходный период. Но вместо субсидий ЦКБ получало лишь отписки.
«Деньги выделили, но мы их не получили. Директор департамента промышленности Галина Корогодина отвечала вице-премьеру Рогозину, что предприятия ОПК в поддержке не нуждаются. Замгубернатора Алексей Еремеев официально ответил, что не определены банковские учреждения для оказания нам финансовой поддержки. И что нам никто не мешает обращаться в финансовые органы за ссудой. В итоге деньги, выделенные для севастопольских предприятий, не были освоены и сгорели», — поясняют в КБ.
Пришлось ГУПу брать кредит, который удалось получить при поддержке Минпромторга, и оформлять лицензии самостоятельно.
«Минобороны считало, что мы должны работать, но на местном уровне нам никто не помогал. Чиновники просто ждали, когда мы загнемся. Говорили, когда получите лицензию, тогда и будем вам помогать», — вспоминают конструкторы.
В 2015 году все необходимые проектировочные лицензии, сертификаты, аккредитации и допуски были получены.
На протяжении всего 2015 года чиновники активно интересовались помещениями ЦКБ. Бывший начальник управления имущественных отношений Сергей Тавадян приходил на предприятие, осматривал помещения, приводил людей, заинтересованных в размещении офисов на Большой Морской.
Одновременно начались и проверки, распоряжения о проведении которых подписывал тогдашний губернатор Сергей Меняйло.
Первая проверка — эффективности использования государственной собственности. Проверяющие установили, что объект проверки отсутствует, так как помещения ЦКБ на тот момент еще не были переданы предприятию, хотя в постановлении об учреждении «Черноморца», подписанном в декабре 2014 года были определены сроки решения имущественных вопросов — до 20 декабря. Но они не были соблюдены.
Именно после этой проверки Меняйло издал распоряжение о передаче имущества в хозяйственное ведение ЦКБ, но акты передачи по нему были переданы предприятию только в августе, хотя были подписаны майскими датами. Все это время они находились у Тавадяна.
При этом правительственные департаменты, занимающие помещения на Большой Морской, 1, владеют ими на правах оперативного управления.
Затем пришла фининспекция — проверять расходование бюджетных средств. Оказалось, что ни одной копейки государственных денег предприятие так и не получило. По сути, объект проверки снова отсутствовал.
С проверками приходила и прокуратура, причем несколько раз. При этом поводы были вполне разумные: проверка состояния бомбоубежища, борьба с коррупцией. Но работники ЦКБ утверждают, что из всех предприятий аналогичного профиля так проверяли только их.
Департамент имущественных и земельных отношений пытался провести проверку эффективности использования государственной собственности. КБ «Черноморец» предъявило договора, перезаключенные с арендаторами. Часть прибыли по этим договорам предприятие, как и положено, отдает городу, часть — оставляет себе на оплату коммунальных услуг.
К концу года предприятие выполнило ряд оборонных заказов и даже вышло на прибыль в 9,5 млн рублей, 25% из которой было отдано учредителю — департаменту промышленности.
Однако, несмотря на успешное начало деятельности КБ в России, в декабре директор департамента промышленности Галина Корогодина и начальник управления промышленности Дмитрий Хазанов предъявили бумагу, что контракт с директором «Черноморца» не продлевают.
Коллектив, пытаясь защитить своего директора, писал и в трудовую инспекцию, и в прокуратуру. Позже увольнение директора Александра Бородина удалось оспорить в суде. Однако сохранить свое место ему не удалось.
«Ему стали напрямую угрожать: уходи по собственному желанию, иначе будет хуже. Такое давление исходило от юридической службы правительства.
Мы думаем, за всем этим стоял замгубернатора Еремеев, у которого был зуб на Бородина из-за суда по коммунальным платежам. Он был вынужден уйти по соглашению сторон», — предполагают в профсоюзе ЦКБ.
На место Бородина пришел Александр Козин из Санкт-Петербурга. За год его руководства имущественные претензии правительства к ЦКБ не возобновлялись.
В 2016 году предприятие выполнило несколько контрактов по оборонке и сформировало портфель заказов на будущее. ЦКБ получило предложение расширить штат на 62 человека.
В октябре 2016 года решением Минпромторга РФ ЦКБ «Черноморец» включено в перечень оборонных предприятий РФ.
Еще в конце 2015 года на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина было принято решение о передаче имущественных комплексов предприятий ОПК федеральную собственность (протокол «РП-П11-81пр» от 5.12.2015). И директор Козин даже вел переписку по этому вопросу. Но неожиданно он написал заявление на увольнение.
В то же время руководитель ДИЗО включил ЦКБ в список предприятий, подлежащих приватизации.
Произошло это в последний момент перед подачей списка в заксобрание — Черноморец фигурирует в нем под номером 21. Причина: предприятие не участвует в решении задач города Севастополя.
Получается, предприятие, занимающееся проектированием для нужд судостроения и судоремонта не нужно в городе, определившем это самое судостроение одним из приоритетных направлений развития промышленности. Когда список проходил второе чтение, ЦКБ из списка исключили.
Еще в 2015 году директор департамента промышленности Корогодина и вице-губернатор Еремеев пытались выселить «Черноморец» из центра города на территорию Севморзавода.
«Нам предложили неподготовленные и непригодные площади: без отопления, электроснабжения, не используемые, без локальной компьютерной сети. У ГУП Севморзавод есть два здания, непригодные для работы КБ», — поделились в ЦКБ.
Два года назад планы чиновников осуществить не удалось. Потом Меняйло и Еремеев покинули город.
Но с начала 2017 года люди из департамента промышленности стали снова появляться на предприятии, осматривать помещения. Особо интересовались архивами.
«Пришли Ежиков Владимир, зам департамента экономики Севастополя, Хазанов Дмитрий, начальник управления промышленности и Ахтемов Элимдар, глава департамента экономики и пошли осматривать архивы вместе с директором ЦКБ Козиным. Ахтемов, правда, сразу сбежал, только в здание ЦКБ зашел. Это было в феврале 2017 года.
Интересовались калечным архивом, спрашивали, зачем мы храним старые проекты, если корабли давно порезали. Не проще ли нам их сжечь? А у нас уникальный архив — 2,5 млн единиц хранения: около 150 проектов судов, свыше 600 тыс экземпляров проектной документации на судовое оборудование и технику, 20 тыс экземпляров нормативно-технической документации, около 30 тыс экземпляров научно-технической литературы», — перечисляют конструкторы.
В архив ЦКБ Черноморец в свое время перекочевали наработки ныне уничтоженных ЦКБ Таврия, проектного бюро «Пламя», Черноморского филиала НИИ Технологии судостроения и Черноморского филиала НИИ им. Крылова, работавших в Севастополе в советские времена.
Работники предприятия предполагают, что именно архив стал камнем преткновения в вопросе переезда КБ из центра города. Если бы не документация, конструкторов давно бы выселили. Но перевозить архив пока некуда — он нуждается в помещениях с особым климатом, иначе кальки рассохнуться и рассыпятся. Поэтому чиновники столь цинично интересуются возможностью его сжечь. На оцифровку наработок у города тоже денег нет.
Документацию предлагали передать в городской архив, который сможет сохранить чертежи, но возможность профессионально пользоваться ими будет утрачена.
Незадолго до появления чиновников в ЦКБ, по информации конструкторов, Хазанов побывал на территории Севморзавода в тех самых помещениях, которые Корогодина и Еремеев прочили Черноморцу в 2015 году. «И теперь он, ссылаясь на выводы непонятно откуда взявшихся экспертов, утверждает, что нас можно туда переселить», — жалуются в профсоюзе «Черноморца».
В конце марта в ЦКБ был назначен новый директор — Павел Вершинин из Минпромторга, бывший заместитель начальника отдела департамента судостроения и морской техники. 3 апреля он пришел на работу. На следующий день, в беседе с председателем профкома ЦКБ Анатолием Михайленко и главой крымской территориальной профсоюзной организации Валерием Астаховым на вопрос о переезде новый руководитель заявил, что об этом ничего не известно.
Однако уже 5 апреля директор заявил, что предприятию все же придется переехать. «Никаких документов нет, только разговоры. Он нам сказал, что его приглашают посмотреть помещения Севморзавода», — рассказывают сотрудники.
Они считают, что вопрос перемещения стратегического предприятия оборонной отрасли должно решать правительство РФ. А сейчас в городе сложилась такая ситуация, что глава ДИЗО Рустэм Зайнуллин может одним росчерком пера фактически уничтожить КБ.
«Переезд обойдется минимум в 5 млн рублей и займет не менее 8 месяцев. Ремонт непригодных для работы помещений, создание компьютерной сети — это еще миллионов 60-100. Неизбежный ремонт нашего здания перед размещением в нем чиновников — это тоже деньги. Все эти расходы лягут на городской бюджет, в худшем случае оборудование наших новых помещений ляжет на плечи ЦКБ, что фактически будет означать уничтожение предприятия. Мы считаем, что наш учредитель намеренно ведет нас к банкротству», — считают в «Черноморце».
Переезд — это не только простой и невозможность выполнять уже имеющиеся заказы. ЦКБ лишится полученных лицензий, сертификатов и аккредитаций, так как они привязаны к основным фондам предприятия. Лицензирование на новом месте займет минимум год.
«Поймите, мы не держимся за здание, — говорят работники. — Предоставьте нам оборудованные помещения, протяните сети, аттестуйте и сертифицируйте их, помогите с получением лицензий.
Плюс дайте средства на лицензирование, потому что мы свои уже потратили. Пока это госпредприятие, оно действует в интересах государства, поэтому государство должно помочь».
Конструкторы боятся, что даже если ЦКБ переживет переезд, существовать в прежнем виде оно все равно не будет. Из Центрального бюро, замыкающегося непосредственно на Москву, оно превратиться в придаток Севморзавода. Люди считают, что их компетенции Объединенной судостроительной корпорации не понадобятся, единственная ценность ЦКБ — архив и возможность профессионального обращения с ним.
Площадей, которые предлагают ЦКБ, для полноценной работы предприятия не хватит, считают в профсоюзе. Ему обещают 1800 кв м, при том что с учетом развития необходимо более 3,5 тыс м — и это без коридоров и помещений общего пользования.
Оставаясь в своем родном здании, ЦКБ смогло бы принять на работу до 600 человек, а сейчас те 60, что порекомендовало взять министерство обороны, посадить некуда. И молодых ученых «Черноморец» привлечь не сможет, хотя с экс-ректором СевГУ Валерием Кошкиным уже была достигнута предварительная договоренность о социальном сотрудничестве и трудоустройстве выпускников.
Депутат законодательного собрания Севастополя Вячеслав Аксенов считает расформирование ЦКБ «Черноморец» недопустимым.
Он заявил, что профильные комитеты — экономики и градостроительства — поддержат коллектив и постараются совместно с новым директором разработать пути выхода предприятия из кризиса.
«Предприятие в сложном положении, несмотря на 70-летние заслуги, — прокомментировал ситуацию депутат. — Есть задержки по заработной плате и проблемы с формированием портфеля заказов. Но эти задачи не являются такими уж неразрешимыми. Должен быть составлен план по выведению КБ из проблемной ситуации, разработана дорожная карта. Мы об этом говорили с директором, он знает, что нужно делать. Мы готовы помогать в выработке путей решений, но нужно понимать, что заксобрание не составит для них план действий, не проведет ремонт».
Депутат не видел помещений, в которые хотят переселить КБ, но считает, что в переезде нет ничего катастрофического. Просто такие решения нельзя принимать в спешке, считает он.
«Я нисколько не сомневаюсь, что здание в центре города удобнее расположено, оно комфортнее, — сказал Аксенов. — Но у нас не в центре работает ЦКБ «Коралл» — в гораздо более скромном помещении с великолепными результатами. Я думаю, что не помещение определяет результаты работы коллектива, а его профессионализм».