28 рублей за проезд. К чему стремятся наши тарифы

В переполненном Севастополе остро не хватает маршруток. Перевозчики объясняют это низким социальным тарифом. Но недавно он вырос, а машин на линиях не прибавилось. Сколько должен стоить проезд, чтобы хозяевам было выгодно закупать новые машины и ремонтировать старые? И почему раньше им выручки на это хватало?
Надежда Исаева
10.08.2016

С 22 и 23 июля в севастопольских маршрутках стоимость проезда составляет 15 рублей днем и 30 ночью. Цена не увеличилась только в троллейбусах и автобусах социальных маршрутов. Однако, несмотря на это, в часы пик маршруток не хватает. Многие забиты под завязку еще с конечной остановки, а некоторые так редко ходят, что ждать их приходиться от 20 минут, и то не факт, что уедешь. 

В составе РФ население города выросло — по разным оценкам, в Севастополе сейчас постоянно проживает 600-800 тыс. человек. А вот маршруток больше не стало. Иногда кажется, их стало меньше: даже забитыми они пролетают мимо остановки реже, чем два с лишним года назад.

Некоторые машины в часы пик настолько забиты, что там физически невозможно сделать фото. В 16-й сесть можно только на конечной, и то если успел. 12-й и 120-й уже на «нижних» Остряках пролетают мимо остановок — мест нет. Очереди на остановках уже стали нормой. «Машин больше не стало, несмотря на повышение платы за проезд», — подтверждают водители маршруток.

Но ведь маршрутки — это бизнес. Если спрос превышает предложение, почему бы хозяевам не докупить новые машины и не выпустить на линии?

По мнению одного из основных игроков на рынке транспорта, директора ООО «Федчишен» Петра Федчишена, дефицит машин зависит не только от тарифа. Вопрос кадров — водителей не хватает. Некоторые перевозчики и владельцы автомобилей предпочитают заниматься частными заказами в сезон: возить экскурсии проще и не менее прибыльно.

Но два с лишним года назад, при Украине, сесть в маршрутку в Севастополе проблемой не было, и проезд по карману не сильно бил. Ходили машины чаще, не приходилось столько ждать, особенно в час пик. В 2013 году тариф в Севастополе составлял 2,5–3 гривны, а доллар стоил 8 гривен. То есть стоимость проезда составляла около 30 центов. По нынешнему курсу 30 центов — это примерно 20 рублей.

Решится ли проблема нехватки машин, если увеличить тариф еще на 5 рублей? Позволит ли это перевозчикам расширить автопарк?

«Однозначно да, мы ведь не сказочники и не маги, — говорит Петр Федчишен. — Если до девальвации в соседнем Краснодарском крае проезд стоил 17-24 рубля, то потом рубль упал в два раза, а цена запчастей выросла пропорционально доллару. В Краснодаре перевозчики едва сводят концы с концами на 20-24 рубля, а мы тут велосипед изобретаем. Не может быть так, чтобы все было дорого везде в магазинах, и только проезд один был дешевым», — утверждает владелец транспортной компании. 


Но ведь топливо при Украине в пересчете на доллар стоило дороже в два раза. Почему остатка выручки тогда хватало на ремонт, а сейчас не хватает? Перевозчики утверждают, что топливо для них — не основная статья расходов.


По словам Федчишена, нынешний автопарк в Севастополе — заслуга былых времен. Если при Украине на маршруте в Инкерман или Сахарную Головку проезд стоил 44 цента, и можно было говорить об окупаемости и о частоте рейсов, то сейчас его стоимость 12 центов, а запчасти дороже. Тем более что иногда их приходиться покупать «серым» путем, а это еще дороже. Доходы перевозчиков и владельцев транспорта не позволяют вовремя сделать ремонт. Серьезные поломки лишают пассажиров очередного автобуса или маршрутки надолго. Следовательно — растут заполнение машины и время ее ожидания. 

Большая часть автобусов принадлежит частным лицам, они их сдают в аренду перевозчикам, но водители не приносят достаточно выручки на ремонт. «Много машин сейчас в ремонте. Доходы не позволяют провести капитальный ремонт. Вот двигатель, допустим, застучал — это большие деньги, это половина стоимости автобуса. И на новые автобусы не хватает», — утверждает наш собеседник.


По мнению директора управления транспортной инфраструктуры Игоря Козина, себестоимость проезда, при которой можно говорить о нормальной работе перевозчика, составляет сегодня в Севастополе 28 рублей.


«Ремонт, налоги, топливо, зарплата водителям, техосмотры, страховки — все это очень большие суммы, — напоминает он. — А у нас самая маленькая стоимость проезда в России вообще. Мало того, у нас перевозчики прошли через режим чрезвычайной ситуации, когда стоимость проезда была снижена до 10 рублей». 

Козин подтвердил, что из-за нехватки средств на ремонт у ООО «Федчишен» нерабочего транспорта почти половина. И это проблема для всех перевозчиков. 

Город растет, а на весь Севастополь по-прежнему приходится около 1000 маршруток разного класса. В основном, это малый класс, микроавтобусы на 18–20 мест. По мнению чиновника, Севастополю нужен транспорт большей вместимости — малые автобусы на 50 мест. Именно поэтому управление транспорта города планирует максимально сократить малый класс, заменив низкопольными автобусами. А микроавтобусы — пустить на маршруты с узкими дорогами. 

«До конца августа ГУП «Севавтотранс» получит девяносто автобусов фирмы «Бравис». Частные предприниматели тоже начинают обновлять свой состав, заниматься лизингом автомобилей. За два дня это сделать невозможно. Но думаю, к новому году перемены почувствуют все», — заявил г-н Козин.