На позапрошлой неделе медиапространство РФ взорвалось лавиной сообщений о «туристической блокаде Крыма». Все началось 17 июля с сообщения Крымского погрануправления ФСБ, по данным которого украинцы стоят в километровых очередях, часами ожидая на погранпунктах возможности проехать на отдых в Крым. По информации российских пограничников, 15 июля «из-за препятствий украинской стороны» время ожидания в очереди перед пунктом пропуска «Чонгар» в среднем составляло порядка 13 часов. Поэтому, отмечало ведомство, за июнь 2017 года админграницу в обоих направлениях пересекли на 21% транспортных средств меньше, чем за такой же период прошлого года.
Тему подхватили крымские и федеральные политики. Киевские власти пытаются помешать поездкам украинских туристов на крымские курорты, подтвердил 18 июля глава Межнационального комитета Крыма Заур Смирнов. «Наши источники из числа служащих госпогранслужбы Украины сообщают о том, что получили от киевского руководства команду создавать искусственные препятствия», — заявил он РИА Новости.
«Туристическая блокада Крыма со стороны Киева — дело безнадежное, — откликнулся в Twitter председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков. — И тем самым Киев лишь доказывает, что Крым бесповоротно стал частью России».
Следом на Чонгар выдвинулись корреспонденты государственных медиахолдингов. «На пропускных пунктах в Крым с украинской стороны образовались километровые очереди, — передавал 19 июля канал Russia Today. — В ожидании можно провести около суток. По словам очевидцев, украинские пограничники искусственно создают эту ситуацию. Существует негласное требование официального Киева сделать всё, чтобы украинцы как можно реже посещали полуостров. Туристам предлагают альтернативные курорты Николаевской, Херсонской и Одесской областей».
24 июля о тяжелых очередях и невыносимых условиях ожидания на украинской стороне границы на Чонгаре поведал в своем репортаже корреспондент крымского бюро РИА Новости.
Позднее в соцсетях и на форумах в Крыму появились недоуменные комментарии: очередей нет вообще. «Примечания» решили лично проверить, как обстоят дела.
10 утра, 13 машин на въезд на Украину со стороны КПП Джанкой. В пешеходной зоне – несколько человек. Пройти паспортный контроль удается буквально за пару минут. Пограничники задают стандартные вопросы о целях визита, конечном пункте назначения. Спрашивают, есть ли российский паспорт. Этот вопрос кажется обязательным. Зачем-то им нужно знать, оставили вы его дома или взяли с собой.
На российской стороне очереди почти нет. До десяти машин и примерно столько же людей – это стандартная ситуация на границе.
Особенно с учетом того что основной приток туристов обычно приходится на период с 9 утра до 12 часов дня.
Пустая пешеходная зона на российской стороне (и в сторону Украины, и обратно)
До украинской стороны от КПП Джанкой курсируют два автобуса. Они ходят попеременно с интервалом в 5-10 минут. Стоит проезд 20 рублей или 10 гривен, при этом водитель честно говорит, что в рублях получается дешевле. Когда мы попытались сделать несколько снимков, водитель предупредил: «Камеру лучше убрать, прибегут сейчас и заставят все удалить».
До КПП Чонгар на украинской стороне ехать несколько минут. В автобусах без кондиционера делать это не очень комфортно, но идти пешком по жаре намного хуже.
Буферная зона до украинской границы
Перед украинской границей стоит блокпост. Здесь всем приезжающим выдают талончики. На них пишут номер и серию паспорта, указывают дату и направление: «додоту» (с Украины в Крым) и «з тоту» (из Крыма на Украину). С талончиком нужно пройти паспортный контроль и второй блокпост после границы. Потеряете – придется возвращаться.
Пешеходы проходят границу за 10-30 минут. Всего предусмотрены два окошка, в которые нужно показать паспорт и желательно не улыбаться. Шутить тут тоже не рекомендуется. Хотя сами украинские пограничники вполне дружелюбны. На выходе с украинской стороны мы увидели всего пять машин в сторону Крыма. И ни одного пешехода.
На РИА Новости (Крым) 24 июля сообщало, что «первое, с чем сталкивается украинский турист в очереди на территории своего государства, — это полное отсутствие условий для ожидания. Территория замусорена, нет туалетов, пассажиры с детьми изнывают от жары в автомобилях по десять часов на равных условиях с другими».
На самом деле перед украинской границей оборудован комфортный зал ожидания. Под огромным тентом расположены небольшие ларьки, есть скамейки для тех, кто хочет посидеть и, возможно, даже поспать.
В том же репортаже РИА Новости (Крым) было указано, что бутылка 0,5 л минеральной воды тут стоит 50 рублей. Мы купили минеральную воду «Оболонська» 0,5 л за 12 гривен. Это максимум 30 рублей, но никак не 50. О ценах крымским журналистам лучше было бы не писать: в симферопольском аэропорту бутылку воды такого же объема можно купить за 100-200 рублей.
Туалеты на украинской стороне тоже есть. Тут же обустроены палатки с едой и столиками под открытым небом. Даже с учетом завышенных цен на границе, при переводе в рубли все стоит копейки. Перед российской границей - нет ничего похожего. Приехал, встал и ждешь.
Проверка паспортов на украинской стороне
Мы возвращались назад в тот же день. Украинские пограничники не задали ни одного вопроса, спокойно выписали очередной талончик и отправили в пешеходную зону. И тут ситуация стала другой. Видимо, в Новоалексеевку недавно пришел поезд, потому что людей стало неожиданно много. Появилось около десяти машин и примерно 40 пешеходов. Очередь стала двигаться заметно медленнее.
Во время ожидания каждый второй гость из Украины звонил родственникам и друзьям и удивленно описывал ситуацию. Постоянно звучали фразы о том, что да, люди есть, но ни о каких десятичасовых очередях нет и речи.
Семь машин на въезд в Крым со стороны Украины
Корреспондент РИА Новости (Крым) 24 июля сообщал, что «украинцы охотно общаются с российскими журналистами, но отказываются сообщать свои фамилии, поскольку откровенно боятся санкций со стороны украинских властей и силовых структур». С нами разговаривали все без исключения, называли свои имена, но фамилии действительно просили не афишировать — не потому, что боятся пограничников, а потому что не хотят, чтобы их «светили в этой информационной войне».
«Я из Запорожья, — сказала Александра, — на пару дней всего, вот поэтому одна сумка. Ехала и боялась, что буду тут ночевать. Уже позвонила брату, мужу, сказала, что нет тут очередей. Ну вот с поезда люди набежали, ну и что. Это же не тысяча человек».
При въезде в Крым на украинской границе проверяют сумки. Просят открыть и показать содержимое. Спрашиваем у пограничника, почему не проверяют на КПП в Армянске, где просто смотрят паспорта.
«Там же не работают толком, вы что, — говорит один из пограничников, — у них около 1 000 рублей проходит за сутки туда и обратно, а у нас примерно 7 000. Мы смотрим всех, если там какая-то мелочь — пропускаем. Если нет, приходится людям объяснять правила».
Перед нами не пропускают молодую пару с двумя детьми, один из которых — грудной младенец. Мама показывает два свидетельства о рождении, но пограничник говорит, что нужны загранапаспорта. С конца 2015 года по-другому детей в Крым не пускают. Беседа проходит тихо и спокойно, никто не ругается, пограничник предельно вежлив и видно, что он сочувствует паре, которой придется возвращаться назад домой.
Паспортный контроль проходим за полчаса из-за большого количества людей в пешеходной зоне.
На украинском блокпосту пограничник обращает внимание на то, что автор этих строк говорит по мобильному телефону. Предупреждает, что могут составить протокол и просит быть осторожнее в следующий раз.
Пешеходная зона на украинской стороне на въезде в Крым, в отличие от российской, в тени
После блокпоста можно сесть в автобус и поехать на российскую границу. Здесь машин намного больше. Возможно, причина в проверке транспорта, а возможно - в том, что многие граждане Украины уже успели отдохнуть в Крыму и едут обратно. Люди, пересекающие границу, сказали, что на российской стороне в прямом смысле слова перетряхивают каждый автомобиль. На украинской – смотрят не так тщательно. Из-за этого перед российским КПП очередь длиннее.
Во время нашего возвращения в обе стороны было около двадцати машин.
Автор репортажа недельной давности на РИА Новости (Крым) утверждал, что на границах не пускают с детьми без очереди. Журналист «Примечаний» лично видел, как четыре семьи с детьми пропустили вперед сначала на украинской границе, а потом еще две — на российской.
Проход туда-обратно через оба КПП занял у нас полтора часа. И это в час пик, судя по постам в социальных сетях. Ночью, видимо, можно проехать еще быстрее.
Информационная война между тем не заканчивается. Госпогранслужба Украины заявляет, что поток желающих попасть в Крым украинцев уменьшился, а «искусственные очереди» создает РФ. Официальные спикеры и СМИ в Крыму продолжают вести себя так, будто искусственные препоны для рвущихся в Крым через границу граждан Украины — повседневная реальность.
«Жалко людей, — заявил «Примечаниям» Алексей Черняк, председатель комитета Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму. — Ни за что, ни про что наказывает их собственное, так называемое, правительство. Они проводят политику геноцида по отношении к крымчанам, отключая воду и электричество. А теперь также издеваются над своими гражданами, которые хотят приехать в Крым и отдохнуть. В очередях стоят дети, старики. По такой жаре 10-13 часов находится в машинах… но несмотря на это они едут, и мы за это им благодарны».
Очередь на Украину со стороны Крыма. Около двадцати машин
«Киевский режим пытается как можно больше навредить крымчанам, практикует всевозможные антироссийские акции, причем в ущерб собственным гражданам, - заявил в эфире радио «Спутник в Крыму» депутат Госдумы Руслан Бальбек. - Все эти попытки с очередной блокадой, на этот раз туристической – это идеологическая диверсия, не связанная с рациональным подходом, экономикой, а больше с тем, чтобы навредить Крыму и России. Все эти блокады, которые пережил Крым, в первую очередь бьют по экономике Украины, разрывают культурные, гуманитарные, экономические связи, которые формировались веками».
При этом еще раз подчеркнем: многочасовых очередей на КПП Чонгар мы не обнаружили ни на украинской, ни на российской стороне. Въехать в Крым и выехать из него можно за пару часов максимум. И, похоже, здесь это норма, а не исключение.
Кому и зачем понадобилось создавать у массовой аудитории обратное впечатление, можно только гадать. Возможно, медиакампания призвана объяснить обывателю — прежде всего крымскому — причину резкого спада турпотока на полуостров летом 2017 года: судя по всему, туристов здесь стало меньше не только российских, но и украинских.