Алуштинская общественница Алла Литвинчук вчера, 18 марта, пришла на один из избирательных участков города Алушта, расположенный в санатории «Славутич». «Там в избирательной комиссии работает моя мама, - пояснила «Примечаниям» Алла, - и я пришла, чтобы ее увидеть. Но мамы на месте не оказалось, она ушла на обед, а я встала у стенда с биографиями кандидатов и стала его изучать».
Вскоре Литвинчук увидела, как одна из избирательниц, пожилая женщина, обратилась к членам комиссии с просьбой помочь ей проголосовать. Те отказались, заявив, что не имеют на это права. Однако одна из наблюдательниц прошла с женщиной в кабинку для голосования.
Алла сделала замечание вслух, обращаясь к другим наблюдателям.
«У меня не было мысли фиксировать нарушение, - объясняет девушка. - Я просто высказала свое мнение: проходить в кабинку с избирателем наблюдателям запрещено. Но членам комиссии это не понравилось. Председатель подошла ко мне и стала требовать у меня паспорт.
Я ответила, что еще не определилась, буду ли голосовать, и продолжила изучать стенд. Но председатель потребовала, чтобы я покинула избирательный участок».
Литвинчук сначала возразила, заявив, что имеет полное право находится в общественном месте возле общедоступного стенда, а затем прошла к выходу с участка. Но ее уже не выпустили. «Ко мне подошли полицейские и потребовали предъявить документы, - продолжает женщина. - Я сразу же предъявила им свой паспорт, но меня все равно задержали».
Аллу отвезли в полицейский участок, сняли отпечатки пальцев и подошв обуви, составили протокол.
Ее обвинили в административном правонарушении по ст. 19.3 ч.1 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».
В 19 часов Аллу отвезли в алуштинский городской суд, где судья ознакомился с материалами дела. «Из протокола непонятно, [каким образом произошло правонарушение], — пояснил «Примечаниям» адвокат Литвинчук Алексей Ладин. - Там написано, что она отказывалась предъявить удостоверение личности. Согласно этому протоколу, в ее действиях нет никакого состава правонарушения. Видимо, судья тоже это увидел и отправил протокол на доработку. Насколько я понял, судья хочет увидеть записи с видеокамер на избирательном участке».
Ладин считает, что действия самих сотрудников полиции были незаконными.
«Сотрудники могут требовать предъявления удостоверения личности в строго определенных случаях, - объясняет адвокат. - Если есть основание предполагать, что человек находится в розыске, либо если он совершил административное правонарушение. Либо он подозревается в совершении уголовного преступления. Ничего этого и близко не было. Просто сотрудники полиции решили проверить документы, а она была вправе отказать им в этом».
Но Литвинчук предъявила полиции паспорт, правда, лишь из своих рук, не передавая документ полицейскому — и на это она имела право по закону.
Алла считает, что действия полиции могут быть местью за ее активную гражданскую позицию по делу алуштинских оппозиционеров Алексея Назимова и Павла Степанченко.
Напомним, редактора местного издания «Твоя газета» Алексея Назимова и депутата горсовета Алушты Павла Степанченко задержали 4 октября 2016 года по подозрению в коммерческом подкупе и посредничестве. По версии следствия, Назимов вымогал деньги у представителя алуштинской организации «Единой России» за неразглашение сведений, порочащих членов этой партии.
В отношении задержанных возбудили уголовное дело. Назимова ранее обвиняли по части 7 статьи 204 Уголовного кодекса России (коммерческий подкуп, сопряженный с предметом вымогательства предмета подкупа), а Степанченко – по части 2 статьи 204.1 (посредничество в коммерческом подкупе, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Впоследствии дело переквалифицировали по статье 163 Уголовного кодекса России (вымогательство).
Литвинчук активно защищает оппозиционеров, из-за чего на нее в 2017 году заведи уголовное дело за дачу ложных показаний по давно закрытому уголовному делу.
В 2016 году на собрании алуштинского гаражного кооператива случился конфликт. Возмущенные члены ГСК-4 высказывали претензии в адрес своего председателя Ольги Корчевской и ее мужа. Их поддержал еще действующий депутат горсовета Алушты от КПРФ Павел Степанченко. В ответ муж Корчевской, по словам Степанченко, бросился на него с кулаками, поэтому депутат достал газовый баллончик.
За эту потасовку депутата Степанченко, который давно был костью в горле у алуштинских чиновников и депутатов, тут же обвинили в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 116 УК РФ — совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса — из хулиганских побуждений.
На собрании в тот день присутствовали около 50 человек. Алла Литвинчук, как и многие другие, выступала по этому делу свидетелем защиты. В октябре 2016 года зампредседателя Алуштинского городского суда Крыма Изотенко обвинил депутата Степанченко в побоях.
Верховный суд Крыма этот приговор отменил и уголовное дело прекратил. Но Изотенко вынес частное постановление, что свидетель Литвинчук дала ложные показания. «Мои слова не понравились судье, — говорила тогда Алла. — Если бы я рассказала, какой Степанченко негодяй, претензий ко мне, вполне вероятно, не было бы».
Рассмотрение уголовного дела о лжесвидетельствовании продолжается до сих пор. По словам Аллы, суд никак не может допросить всех свидетелей. «Они не приходят на заседания, - говорит женщина. - А судья отказывается их вызывать, аргументируя, что эти свидетели нужны мне, поэтому я сама должна приглашать их в суд».
И вот теперь тот же судья Изотенко, рассмотрев протокол ее задержания на избирательном участке, отправил дело «на доработку», запросив видео с камер.
Тем временем Алла Литвинчук стала официальным помощником депутата Степанченко. Павел Степанченко находится в СИЗО уже полтора года, но официально свои полномочия он так и не сложил. Степанченко обратился в горсовет Алушты с просьбой назначить Аллу Литвинчук своим помощником, но письменного ответа так и не дождался. Неожиданно положительное решение было озвучено в суде 15 марта 2018 года: по-видимому, клерки горсовета, увидев в письме фамилию Степанченко, отправили бумагу в суд, а затем, после непродолжительной переписки с судом, вынесли решение в пользу назначения Аллы.