У любителей гидроциклов в Крыму начали требовать права

Вопреки обещаниям чиновников ослабить избыточный контроль над маломерными судами, в Крыму он только ужесточается. В этом сезоне покататься на гидроцикле можно будет только после курса обучения и получения удостоверения судоводителя, подтвердили «Примечаниям» в МЧС. Фактически это ставит аквабайки под запрет.
Евгений Гайворонский
31.05.2017

Если яхтсмены и владельцы небольших катеров уже с головой окунулись в чиновничье садо-мазо, то владельцы скутеров только начинают знакомиться с жестким контролем и доминированием.  

Формально запрет кататься без прав на гидроциклах и других маломерных морских машинах действует в Крыму с момента воссоединения с Россией. Но в 2014-2016 годах турист без проблем мог покататься без них — оставлял в залог паспорт и не очень большую сумму денег, после чего слушал короткий инструктаж и отправлялся «порысачить» в море. Теперь такое развлечение доступно только после курса обучения и получения удостоверения судоводителя. 

Новый сезон несет новые правила водным аттракционам

Для пляжей и лодочных станций досуг на маломерных судах — главный источник дохода. По словам председателя комитета по транспорту Общероссийской общественной организации поддержки малого и среднего бизнеса ОПОРА РОССИИ в Крыму Алексея Волкова, три самых выгодных направления в этой сфере — это гидроциклы, прогулки на катерах и морские активности («банан» и «плюшку» теперь нельзя буксировать гидроциклом — только катером). Такой отдых привлекает на полуостров молодых, активных туристов. В противном случае гостям Крыма останутся лодки с веслами и катамараны на педалях».

«Каким образом малый бизнес, ориентированный на сезонные заработки с водными активностями, должен выжить? — недоумевает Волков. — Кто-нибудь видел в Турции или Египте такие требования?»

В МЧС Крыма согласны, что в Египте и Турции для управления гидроциклом не требуется прав. Но ведь там принято купаться и плавать в бассейнах, а не в море, рассуждают чиновники. Поэтому риск наезда на пловца там меньше. 

Экзамен для владельцев маломерных судов. Фото: пресс-служба МЧС Крыма

Если бы забота о здоровье и жизни граждан, которой у нас принято объяснять запреты, была их реальной причиной, в стране бы не сокращали больницы. Вряд ли мы ошибемся, предположив, что фактический запрет на гидроциклы это способ изъятия государством денег у населения - либо в форме платы за обучение, либо в форме штрафа за отсутствие прав.

Как бы там ни было, в МЧС настаивают, что отныне всем владельцам маломерных судов мощностью более 8 кВт необходимо обратиться за правами в ближайшее отделение ГИМС. Там проверят знания и навыки по управлению маломерными судами, после чего выдадут удостоверение на 10 лет. Информацию о том, что на гидоциклах можно будет выходить только с паспортом РФ, спасатели не подтвердили.

«Судоводители должны иметь все необходимые документы: удостоверение на право управления маломерным судном (соответствующий номер), судовой билет с соответствующей отметкой о прохождении техосмотра, талон с соответствующей отметкой о прохождении техосмотра, — объяснил «Примечаниям» начальник Центра ГИМС ГУ МЧС России по РК Булат Каюмов. Маломерное судно должно быть укомплектовано необходимым имуществом, причем не только в момент прохождения технического осмотра, но и в процессе его эксплуатации».

За морским движением у берегов Крыма решили серьезно следить. Фото: пресс-служба МЧС Крыма

В МЧС Крыма при этом напомнили, что по таким правилам владельцы маломерных судов РФ живут достаточно давно.

Источники в бизнес-кругах сообщили «Примечаниям», что команда ужесточить правила игры для маломерных судов поступила в ГИМС из Совмина РК. Однако зачем это правительству республики, в сообществе предпринимателей пока не понимают: «своих» компаний, вместо работающих с маломерными судами предпринимателей, чиновники вроде бы заводить на крымский рынок не намерены. «Дань» за право работать «по-старому» при ужесточившихся требованиях тоже никто не приходил собирать.