В среду в гостинице «Севастополь» прошла общественно-педагогическая конференция, на которой родители, общественники, ученые и учителя из разных регионов страны обсудили пути возрождения классического отечественного образования в севастопольских школах. Главной болевой точкой стали учебно-методические комплексы, по которым учатся дошкольники и первоклашки, и в первую очередь — программа «Гармония», которую многие считают недостаточно проработанной и сложной для понимания ребенка.
Помимо «Гармонии» в Севастопольских школах существуют две другие программы — «Школа России» и «2100», к которым претензий гораздо меньше. Во многих школах готовы перейти на одну из них. Тем более, что «Школа России», по их словам, создана по советским лекалам, написана последовательно и доступно.
В континентальной России каждая школа сама выбирает, по каким из рекомендованных Минобром РФ программ будут заниматься дети. На полуострове произошло иначе: при переходе в российское правовое поле в 2014 году программу выбирать было нужно, но родительских комитетов, которые могли бы принять в этом участие, еще не было, поэтому выбор за них сделали местные власти.
По словам председателя севастопольского регионального отделения «Всероссийское родительское сопротивление» Екатерины Чепурной, к ней уже обратилось около сотни родителей, недовольных тем, что их дети учатся по учебникам «Гармонии». Однако «Гармонией» недовольны не только в Севастополе. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать на нее отзывы, коих в Интернете предостаточно.
«Очень даже согласна с авторами, которые против этой ужасной программы, - пишет на сайте «Школьный гид» Елена. — Довольны ей либо сами авторы, либо учителя, которым за программу доплачивают и им ничего не остается, как ее нахваливать. В математике все «от противного»: вычитают и складывают трехзначные цифры не столбиком, а по разрядам. Как решать проще не объясняют. Про русский язык даже говорить страшно: какие-то слова-помощники, правил нет вообще. Пока дочитаешь задание до конца, уже забудешь, о чем говорилось в самом начале — мешанина полная!»
«Это чудовищный эксперимент над неокрепшей детской психикой и нервами, — пишет там же Марина. — Окружающий мир в учебниках описывается так, чтобы ребенка окончательно дезориентировать. К примеру, сначала тема о почве, затем кусочек астрономии, потом кусочек анатомии, где 3-классник будет учить костную систему с названиями всех имеющихся костей в организме, и так вы будете скакать все четыре года начальной школы по всем предметам, пока этот ужас не закончится. Мой ребенок заканчивает четвертый класс. Все четыре года пришлось помогать ему и разбираться с этим самой. Если ваш ребенок не вундеркинд — идите в школу с нормальной, доступной для понимания ребенка программой».
Более того, в большинстве российских регионов от «Гармонии» уже отказались, да и сам Минобр с 2016 года исключил ее из списка рекомендованных программ. Проблема в том, что учебники в России закупают на пять лет, поэтому менять коней на переправе пока никто не собирается. Хотите менять — покупайте все за свой счет, безапелляционно заявляет директор департамента образования Севастополя Михаил Родиков.
«Учебники закупаются на пять лет, поэтому тратить бюджетные средства на одно и то же никому не позволено, — говорит Родиков. — У меня учится сын по программе "Гармония", я ее сам внимательно изучил, мне она очень нравится. Да, она более сложная, чем обычная, но в этом ее ценность. Почему ее убрали из списка [Минобра]? Может быть, она слишком сложна для восприятия? Может быть, наоборот — это рассчитано на то, чтобы всех умных людей вымыть и низвести до уровня вот такого? (…) Школы сейчас автономны в выборе программ, и, если образовательное сообщество в лице родителей, педагогов, детей скажут, что другая программа лучше — без вопросов. Покупайте учебники, переводите. Кто еще за них будет платить? Через пять лет, когда нормативный срок учебников пройдет, можно будет купить. По крайней мере, программа ["Гармония"] не рекомендована к изъятию, я такой рекомендации не видел».
Похоже, что учителям и родителям, недовольным экспериментами над детьми, придется еще долго биться с глухой стеной непонимания чиновников. Кстати, самого Родикова к обсуждению учебных программ вчера тоже приглашали, но ни он, ни его замы на встречу не явились.
«Не слышал ни о какой гостинице «Севастополь», — с раздражением прокомментировал он свое отсутствие на мероприятии. — Если я буду ходить на все встречи, которые кто-то задумал, то с моей стороны будет непрофессионально. Я могу идти туда, где я вижу, что будет какой-либо толк. А обсуждать должны профессионалы. Когда сапожник начинает печь пирожки, а пирожник — тачать сапоги, ничего хорошего не будет».
Замечание о том, что на встрече присутствовали педагоги, а вовсе не «сапожники», г-н Родиков проигнорировал.
Тем временем активисты не собираются останавливаться на разовом мероприятии и готовы выйти на пикет против «Гармонии», если это потребуется.
Остается надеяться, что подобного не произойдет: результатами обсуждения заинтересовалась сенатор от Севастополя в Совфеде Ольга Тимофеева, и теперь общественники ожидают, что дискуссия о начальном образовании выйдет на более высокий уровень, чем гостиница «Севастополь» и кабинет Михаила Родикова.