До России в Севастополе было около 250 учителей украинского языка, и около ста из них остались в городе. Но профессия учителя украинского языка оказалась невостребованной. В июне 2014 на федеральном уровне было принято решение за счет бюджета отправить педагогов на переквалификацию — «украинцы» должны были пройти обучение и получить дипломы учителя русского языка и литературы. Однако сегодня более 60 учителей, которые проходили обучение в СГУ, рискуют остаться без диплома — а следовательно, и без работы. Причина: департамент образования города проплатил только один семестр обучения и на полтора года о педагогах просто забыли, а 2 миллиона 379 тысяч, которые сразу не заплатили за обучение, канули в лету. Чтобы добиться долгожданного диплома, учителя вынуждены были пойти на крайнюю меру — обратиться в прокуратуру и написать письмо Путину.
У педагогов уже был за плечами филфак, им было необходимо два года отучиться на базе высшего учебного заведения и получить диплом преподавателя русского и литературы за счет бюджета. Но тут начались странности.
Первая странность — количество бюджетных мест оказалось ограничено: работающих учителей украинского в Севастополе осталось около 100, а бюджетных мест на переквалификацию было выделено всего 61.
С Севастопольским городским гуманитарным университетом (СГГУ) был заключен договор, был проплачен первый семестр — 13 тысяч на человека. Но еще до конца 2014 практически все университеты города объединили в один Севастопольский государственный университет СГУ. А договор об обучении учителей был заключен с СГГУ. Когда его не стало, договор надо было перезаключить уже с СГУ.
И тут случилась вторая странность. В департаменте образования города никто договор не перезаключил, оплату приостановили и на протяжении полутора лет об этой проблеме в управлении образования Севастополя и не вспоминали. Пока не настал час икс: с начала июня 2016 начались госэкзамены, в июле уже надо получать диплом — а денег нет.
Два года учебы могли пойти коту под хвост — диплом без оплаты обучения не выдадут, время прошло, а в департаменте образования «не чешутся».
Доведенные до отчаяния люди пошли по инстанциям. 8 июня коллектив обучающихся педагогов написал коллективное обращение в прокуратуру на имя прокурора Севастополя Игоря Шевченко и электронное обращение в приемную президента на имя Владимира Путина. Заявлением занялась городская прокуратура, и только тогда началось какое-то движение. Или его видимость.
В ходе разбирательства вспомнили, что за эти два года глава департамента образования Севастополя менялся четыре раза. Сначала был Виктор Оганесян, затем Игорь Оленченко, третий Владимир Тюнин и наконец — Михаил Родиков. При Оганесяне было принято официальное решение о переобучении учителей украинского языка, но став депутатом заксобрания, он покинул пост. Когда департамент возглавил г-н Оленченко, об учителях украинского уже не вспоминали. Когда Оленченко не вернулся из отпуска, и его сменили сначала Тюнин, а потом Родиков — проблема затерялась в бюрократической машине.
Учителя тем временем спокойно посещали занятия, уверенные, что управление образования про них не забыло. Пока не стало ясно, что дипломов они не получат. Теперь в университете им говорят, что надо заплатить 39 тысяч за обучение, и где они будут искать эти деньги, университет не интересует.
«Если бы учителя не подняли эту волну, пришлось бы забрать документы и искать другое учебное заведение, чтобы принести справку в школу, что ты учишься, чтобы тебя не уволили с работы», — рассказывает наша собеседница. Без диплома учителя не будут соответствовать занимаемой должности и администрация школы не пойдет на риск, не возьмет на себя ответственность держать в штате такого сотрудника.
По словам нашей собеседницы, недавно в прокуратуре Севастополя прошла встреча с губернатором Сергеем Меняйло, главой управления образования Михаилом Родиковым и ректором СГУ Валерием Кошкиным. Вопрос обещали решить. Скорее всего, управление образования города даст гарантийное письмо, что учеба учителей будет оплачена. Но сейчас департамент не может оплатить обучение, потому что Рособрнадзор проводит там проверку из-за жалоб учителей на низкую зарплату. Из-за этого счета департамента арестованы.
Эту информацию «Примечаниям» подтвердили и другие севастопольские педагоги. «Меня позвали в РНКБ, говорят: вы что, выбрали другой банк? Оказалось, что планового поступления двух зарплат не было, — рассказывает наш собеседник. — Может, выплаты опять задерживают? Звоню главбуху, и та мне сообщает, что с 22 числа арестованы все счета департамента образования из-за расследования аферы: деньги, выделенные на профпереориентацию остались только на бумаге, никто ни за что не платил».
По словам учителя, когда эту информацию передали работнику банка и там посмотрели по базе — оказалось, что вообще ни одно из образовательных учреждений не получало на карты денег с 22 июня. «Как выяснилось, я узнал об этом одним из последних. Начал нашим рассказывать, а они уже все в курсе», — говорит наш собеседник.
По словам источника «Примечаний», из-за грядущих отпусков у учителей прокуратура либо следком открыли дополнительный счет. «Откуда финансирование, я не знаю, но с сегодняшнего дня начинают отправлять учителей в отпуска и выдавать зарплату, авансы. Это какой-то фонд для этих целей или какую-то часть перевели, я не знаю. Его открыли на три дня, после этого его закроют. Об этом нам рассказали бухгалтера», — говорит источник.
Кроме того, по словам учителей, исчезла главный специалист финансового отдела департамента образования Наталья Нестерова. Бухгалтеры не могут найти ее, чтобы уточнить хоть какую-то информацию.
«Да и Родиков сам до этого говорил, что я больше не выдерживаю, год дорабатываю и ухожу, — говорит источник. — Ну вот, доработал год. А теперь выясняется (это мне уже сверху директора сказали), что он в отпуск, и адьос».
Сам Михаил Родиков в беседе с «Примечаниями» информацию об арестованных счетах и ведущемся следствии опроверг.
«Вы задаете глупые вопросы, которые я не буду комментировать, — заявил директор департамента образования. — Тому, кто вам это сказал, скрутите газетку — знаете, как мух бьют? — и ударьте по лицу», — предложил он.
В Следкоме предоставить оперативный комментарий по этому поводу затруднились.