Напомним, первые «умные остановки» появились в Севастополе в мае прошлого года. Здесь это инновационные остановочные павильоны цвета темный металлик с элементами стиля хай-тек. В каждую остановку встроено информационное табло, на котором отображаются номера маршрутов, схема их движения, платежный терминал, бесплатный Wi-Fi, бесплатные зарядки для мобильных устройств и система видеонаблюдения из двух камер. В городе их уже более десятка. Пример оказался заразительным: установить такие павильоны у себя решили ряд городов Крыма и Санкт-Петербург.
Однако в этот понедельник глава департамента транспорта Игорь Титов сообщил, что в городе установлено 25 новых остановок из профнастила, еще 107 сейчас закупаются по конкурсу. Выглядят они вот так:
«Примечаниям» Титов сообщил, что стоимость одной такой остановки - 65 тысяч рублей, установлены они будут по большей части в сельской зоне, и что для городской среды закупят остановки в два раза дороже — из стекла и металла. Достоинства остановок за 130 тысяч рублей тоже неясны. Для сравнения, стоимость одной интерактивной «умной остановки», которые сегодня радуют глаз в центре Севастополя, составляет порядка миллиона рублей.
Формально противоречия между «умными» и обычными остановками нет. Дорогие интерактивные павильоны никто не стал бы устанавливать в сельской зоне. Но даже на Пожарова и Кожанова теперь появятся заурядные павильоны.
Почему – в правительстве объясняют туманно. Мол, мы не знаем, на каких условиях договаривались с инвестором наши предшественники из команды экс-губернатора Сергея Меняйло. Хотя бизнес-модель секретом не является и была не раз описана публично: чиновники согласуют место установки павильона и подводят к нему электричество, а все остальное инвестор делает за свой счет, и потом отбивает вложения в течение нескольких лет за счет доходов от сдачи в аренду рекламных носителей и от встроенного платежного терминала. Мало того, в 2015 году градостроительный комитет департамента архитектуры утвердил единый стиль городских остановок. Совет рассмотрел нескольких проектировщиков - и победу одержали именно «умные остановки».
Антон Червинский, глава компании «Городские инновации», которая занимается монтажом «умных остановок», предсказуемо назвал новые остановки от правительства «позором для города».
«Может, я чего-то не знаю, но мне кажется, вряд ли остановки из синего профнастила департамент транспорта согласовывал с департаментом архитектуры: там бы в жизни не согласовали подобное, — считает Червинский. — Ставить из профнастила остановку это скотское отношение к людям. Находиться в ней – это оскорбительно в 2017-м году».
«Мы бы с удовольствием предложили дизайн проект бюджетной остановки и не претендовали на участие в конкурсе, — говорит Червинский. — Главное, чтобы эстетика была приятной. Я действительно не могу смотреть на ужас, который сейчас ставят за бюджетные средства».
Ответить на вопрос «Примечаний», появятся ли в городе еще «умные остановки», транспортник Титов не смог.
«Я вот этот инвестконтракт не застал, каким образом заключался, на каких условиях и с кем, я не в курсе, — говорит он. — Есть инициативы от ряда инвесторов, которые готовы поработать в этом направлении, но для этого необходимо проведение инвестиционного конкурса. У нас это находится в проработке. О том, чтобы привлечь инвестора, чтобы сделать остановки за его счет. Но инвестор — не меценат, и затраченные деньги ему надо возвращать, поэтому мы сейчас прорабатываем условия конкурса».По словам Червинского, департамент транспорта не пытался связаться с «Городскими инновациями», хотя компании не надо возвращать никакие деньги.
«Синхронизации с ними у нас нет, — говорит инвестор. — Они работают по своей программе, мы по своей. Недавно на Пожарова на стороне цирка поставили остановку из профнастила. Почти центр города, и такая убогая конструкция. Это место было нам выделено, мы планировали там устанавливать остановку в ближайшем будущем».
По словам инвестора, на сегодняшний день компания на свой страх и риск поставила остановок на 20 млн рублей: разрешительные документы власти выдали только в мае этого года.Какого-либо контракта между правительством и инвестором при этом не было. Заключение инвестконтракта невозможно по юридическим причинам — все варианты договоров упираются в требования федерального законодательства в сфере рекламы, говорит Червинский.
Отсутствие гарантий приводит к затягиванию выдачи разрешительных документов чиновниками ДИЗО. А когда они все таки что-то разрешают, инвестора это не устраивают по срокам — власти разрешают поставить остановки всего на пять лет. По истечении этого времени Червинский должен будет проект свернуть и остановки демонтировать, не успев даже окупить затраты на их создание и установку. Ранее разрешения выдавались на 15 лет.