Департамент здравоохранения Правительства Севастополя выставил на торги две закупки. Капитальный ремонт шестой горбольницы за 57 миллионов рублей и ремонт поликлиники за 27 миллионов. Руководитель группы «За честные закупки» Севастопольского отделения Общероссийского народного фронта Владислав Чайка говорит, что в действиях Севздрава были сразу замечены стандартные нарушения.
«В то время, как первая закупка торговалась вместе со строительным контролем, который обязательно должен присутствовать, для того, чтобы контролировать процесс строительства и реконструкции. По второй закупке стройконтроль не проводился», — рассказал руководитель группы «За честные закупки» Севастопольского отделения Общероссийского народного фронта Владислав Чайка.
Такие нарушения, говорит Владислав Чайка, не редкость. Они часто встречаются в госзакупках в разных сферах. Более интересные детали открылись экспертам в ходе дальнейшей проверки.
«Проанализировав закупку, можем предположить, что она, ее документация, была «заточена» под конкретного поставщика, — продолжает Чайка. — Вопреки тем рекомендациям, которые были выпущены управлением госзаказа Севастополя, во главе со Щукиной, торговалась закупка совсем по другим правилам. Которые были разработаны самим заказчиком. Некоторые из специфических описаний части предметов закупки, например, были просто озаглавлены, как «Тип А». То есть, изучая закупку, невозможно было понять, что это за «Тип», о чём идёт речь».
Подобное шифрование, по опыту экспертов, приводят к ограничению конкуренции в проведении закупки. Ведь о чём идёт речь, знают только посвящённые. Но и это – ещё не все странности, сопровождающие намерение Департамента здравоохранения потратить 84 миллиона бюджетных рублей.
«Вот, скажем, например, во второй закупке изначально сумма контракта была 29 миллионов рублей. После того, как Федеральная антимонопольная служба указала на недостатки, и закупка людьми, которые проводили экспертизу и готовили документацию, была изменена – цена упала до 27 миллионов. Но при этом, полностью объём документации, полностью объём тех работ и строительства тех объектов, которые были предусмотрены изначально – они должны были сохраниться».
Цена закупки упала до 27 миллионов. Однако далее, уже на этапах конкурса и заключения договоров, начались странности.
По информации эксперта, из этой закупки пропала часть работ, которые должны были выполнить. Например, пропало видеонаблюдение. «Там около четырёх или пяти пунктов просто было удалено из этой закупки. При этом её цена осталась 27 миллионов рублей. Это явное нарушение, которое было нами выявлено», — заключил Чайка.
Странные события произошли и во время проведения электронного аукциона на определение организации, которой можно будет доверить 57 миллионов рублей на выполнение капитального ремонта шестой горбольницы. В аукционе участвовали семь претендентов, шесть из которых были признаны несоответствующими требованиям заказчика к поставщикам услуг.
«Торговалась, получается, только с одним поставщиком, с кем и был заключён контракт, — продолжает эксперт. — Это ООО «Первая энергетическая компания», офис которой расположен в городе Пермь, на улице Максима Горького. Также по первой закупке, всё-таки торговался стройконтроль. Торгуясь, победитель упал на 93 процента от начальной стоимости суммы, оставив себе семь. Естественно, с ним никто не смог торговаться. Но нас удивило, что адрес офиса организации, которая выиграла стройконтроль, - город Пермь, улица Максима Горького, тот же самый дом, но соседний офис. Удивило нас и то совпадение, что сам представитель руководства Департамента – тоже из города Перми».
Руководитель группы «За честные закупки» говорит, что схема почти стопроцентного снижения цены не нова. Она достаточно известна экспертам и часто применяется при сомнительных сделках, в которых целью становятся государственные деньги:
«Мы так предполагаем, что это именно и сделано с той целью, чтобы убрать всех конкурентов в этой закупке. Для того, чтобы потом фирма, которая находится в том же самом здании, в соседнем офисе с выигравшей изначальный конкурс, чтобы они могли сами потом договариваться, мы так предполагаем – это предстоит контролирующим органам установить – договариваться о том, как будут сданы потом работы, после того, как они будут сделаны. С учётом того, что некоторые пункты были оттуда удалены».
Интересно, что во время конкурса, при вскрытии конвертов с именем счастливчика, которому предстоит потратить 84 миллиона рублей, при подписании протоколов ни председатель комиссии, ни ведущие эксперты – представители заказчика – не присутствовали.
«Сам факт, что председателя комиссии при подписании не было, и контрактных управляющих, то есть экспертов со стороны заказчика в этом деле – тоже не было. Что тоже нас наталкивает на определённые мысли», — заявил руководитель группы «За честные закупки» Севастопольского отделения Общероссийского народного фронта.
Самое удивительное, что, несмотря на жалобу активистов ОНФ, Федеральная антимонопольная служба пропустила закупку, признав претензии необоснованными. Поэтому Севастопольский штаб ОНФ направил заявление в прокуратуру.