Напомним, буквально за неделю декабря прошлого года город в городе наблюдалось повсеместная установка новых скамеек и урн — их выстраивали сразу парами, часто где-нибудь среди газонной травы и кустов. У прохожих глаза разбегались от обилия и нагромождения лавок и урн. Причем в городе можно было найти несколько локаций их скопления. Так правительство Севастополя спешно осваивало внушительную часть годового бюджета, выполненного к середине ноября только на 64%.
Похожая история летом этого года начала происходить и с остановками. Доходило до абсурда — остановки устанавливали на остановках. Одна из них появилась на крупном стационарном остановочном комплексе на Юмашевском рынке.
Остановочная лихорадка продолжается и сейчас.
Комплексы, похожие на "умные остановки", заполонили площадь Ушакова: со стороны гостиницы «Украина» гордо выстроились в ряд три остановки, на противоположной стороне — аналогичная картина. Новые остановки ставят рядом с теми, что стоят здесь уже пару лет.
С лавочками тут тоже явный перебор — они расположены почти одной непрерывной линией, перемежаясь кое-где урнами.
Переходим на противоположную сторону площади.
Тут мы видим два остановочных комплекса. На самом деле это не так. Еще одна, третья, остановка «притаилась» прямо под стенами Матросского клуба…
Четвертая «заготовка» для остановки появилась вблизи Художественной школы.
Как выяснили «Примечания», остановочный бум не связан с попытками властей освоить под конец года бюджет. Глава компании «Городские инновации» Антон Червинский, являющийся автором и инвестором проекта «Умные остановки», пояснил, что все дело в попытках одной компании удержать позиии монопольного лидера в рекламной сфере Севастополя.
«Речь идет о фирме "Крым-Контакт" [а также "Аутдор Групп" — те же собственники. — Ред.], — говорит предприниматель. — при Украине у них была связка с властями, была доминирующая позиция на рынке рекламы. Огромное количество бордов принадлежит им. На протяжении последних лет у фирмы стали истекать украинские разрешения на установку, самые длительные заканчиваются 31 декабря этого года. Они понимают, что скоро их спилят. Кроме того, департамент архитектуры разработал новую схему размещения рекламных конструкций, которая не подразумевает конструкций большого формата в центральной части Севастополя — лишь на окраинах и въездах. В центре остается лишь малый формат ситилайтов, формат афишных тумб. А также реклама, которая крутится на остановках».
Как раз в «умных остановках» «Крым-Контакт» увидел свое спасение. По словам Червинского, у фирмы есть договоренность с властями на установку клонов его остановок. Их «варят» на скорую руку, и если присмотреться к колоннам павильона, то разница сильно заметна. Кроме того, нет никакого функционала — ни видеонаблюдения, ни терминалов, ни usb-гнезд. В то же время, проблема даже не в этом, а в кучности и неуместности расположения. В попытках отвоевать как можно больше рекламных плоскостей, рекламщики заполоняют все свободное пространство, ставят остановки где попало. Например, под Матросским клубом. Интересно, Севнаследие дало на это разрешение?
Клонирование проекта Червинского в чем-то хорошо для обывателя — коммерсанты ставят свои павильоны не только в местах с активным пассажиропотоком, но и на окраинах города, в спальных районах, практически везде. Заинтересованность властей тоже понятна — «Крым-Контакт» готов за свои деньги наштамповать и поставить по городу массу павильонов. Вот только где глаза у того, кто выдает разрешения на установку, кто смотрит на план расположения остановок на Ушакова и говорит: «Ага, вот так неплохо, с этой стороны потом еще пять павильонов приколотим?»
Что же такое "Крым-Контакт"? Согласно ЕГРЮЛ, учредителем данной фирмы является Елена Самарская — это глава профильной ассоциации рекламистов Севастополя и Крыма. Бизнесом управляет вместе с мужем и сыном - Юрием и Максимом Мандрицкими. Елена очень возражала против новой схемы расположения рекламных конструкций, утвержденной департаментом архитектуры.
В конце ноября этого года, портал «Информер» опубликовал материал, в котором обвинил компанию Самарской в подделке отчета по демонтажу билбордов. Убрать масштабные рекламные конструкции ее фирме предписало правительство. Но вместо этого, рабочие компании убрали билборды на 10 минут, сфотографировали «очищенное» место и вернули борд обратно.