«Магистральный водопровод сейчас тянут с материковой России. В этом проекте будет задействован и Северо-Крымский канал. Полностью закрыть вопрос водоснабжения Республики мы планируем в 2020 году», — привел слова Бахарева на своей странице в Facebook депутат Госсовета Леонид Бабашов. Подробностей он не сообщил.
Ранее глава Госкомводхоза Крыма Андрей Лисовский заявлял о нецелесообразности такого проекта.
«Чтобы перебросить воду до Керчи, надо построить там емкое водохранилище. Но там есть проблемы с геологией. Во-вторых, есть проблемы с дефицитом водных ресурсов на самой Кубани. Потому что в маловодный год у них самих не хватает водных ресурсов. Но даже если в Керчь мы еще воду перебросим, но тогда нужно еще параллельно строить канал. Потому что воду в обратном течении по каналу не пустишь. Ради одной Керчи заводиться с таким проектом просто нереально», — считает он.
Заявления крымских политиков и в самом деле похожи на безответственный популизм - как минимум потому, что подобные мегапроекты не входят в сферу их компетенции. Но, может быть, в Симферополе действительно что-то знают?
Напомним, Крым обеспечивал до 85% своих потребностей в воде через Северо-Крымский канал, который Украина перекрыла в начале апреля 2014 года. Многие села Крыма до сих пор сидят без воды, водоснабжение крупных ведется за счет переброски стока местных рек по трубам и ирригационным каналам, а также за счет бурения скважин. Однако и то, и другое крайне нестабильно и зависит от капризов погоды на полуострове. Зависит от нее и наполяняемость местных водохранилищ - недавно сообщалось, что в Восточном Крыму, куда Бахарев ездил успокаивать народ, воды осталось на три месяца.
О том, что Крым придется снабжать водой с российского материка, в Москве задумались сразу после присоединения. 31 марта 2014 года, через две недели полсе референдума, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил на выездном заседании правительства, что поблему обеспечения Крыма водой можно решить путем строительства водопровода с территории Кубани и создания водохранилищ на Таманском полуострове. Правда, на этом же заседании всерьез говорили о снабжении полуострова водой из опреснительных установок, о которых сегодня, кажется, все уже забыли.
Россия прорабатывает возможность перевода Северо-Крымского канала в реверсный режим и заполнения его водой из Кубани, заявлял глава профильного департамента Минприроды Дмитрий Кириллов. "Водозабор 1 куб. км в год может быть осуществлен в устье реки Кубань. Этого вполне достаточно, так как сегодня годовое водопотребление полуострова составляет 1,7 куб. км", - говорил он в мае 2014-го. По его словам, это будет закрытый трубопровод в три нитки длиной 130 км каждая, переход через Керченский пролив может идти как по дну моря на опорах, так и в составе строящегося моста. Примерная стоимость переброски воды оценивалась тогда в 75-100 млрд руб.
Однако надо делать скидку на то, что время тогда было эйфорическое. Нефть еще не подешевела, доллар стоил чуть больше 30 рублей, санкций не было, войны на Донбассе и в Сирии тоже. Спустя год заявления стали другими.
В декабре 2015 года Лисовский заявил, что инфраструктура Крыма к поставкам воды с Кубани не готова. О том, что она к этому готовится, никто пока не сообщал. Да и если бы сообщали - судя по тому, что прокладку железнодорожной ветки моста Кубань-Крым перенесли на год, а смета реконструкции трассы из Керчи в Севастополь постоянно увеличивается, всего этого ждать придется долго.
Не слышно новостей и о строительстве водовода на территории Кубани: в Новороссийск, также страдающий от недостатка воды, водовод недавно начали строить, а в Крым, судя по всему, пока нет.
Не все понятно и с финансированием. Учитывая долю импортных технологий, машин и составных частей при реализации подобных проектов в России, стоимость проекта может вырасти до 200 млрд рублей.