Год назад я застраховал свой десятилетний Dacia Logan с двигателем 1.4 за 2700 рублей. В этом году в РЕСО мне предложили ОСАГО за 5200. На вопрос, почему так много, ответили — это если не проходить техосмотр. То есть отправляешь все документы на машину, ждешь, получаешь полис. Если пройти техосмотр самостоятельно, можно сэкономить и заплатить 3700 рублей. А потом оказалось, что можно оформить полис как раньше — за 2700, но самостоятельно, без чьей-либо помощи. У меня ушел один день на то, чтобы узнать все детали.
Для начала нужно смириться с тем, что бумажных полисов ОСАГО в Крыму нет. Страховщики объясняют это по-разному. Одни говорят, что полисов на полуострова больше никогда не будет, другие — что это временное явление.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) нам объяснили, что необходимости в бумажном полисе больше нет. Обязательная продажа электронных полисов решает все проблемы.
«Оформление е-полиса ОСАГО предполагает регистрацию клиентом на сайте компании личного кабинета, заполнения заявления о заключении договора. После этих процедур будет рассчитан размер страховой премии (стоимость не отличается при покупке полиса в офисе страховой компании), и страхователь сможет оплатить заключение договора на сайте с помощью банковской карты», — пояснили в пресс-службе РСА.
После заполнения всех контактных данных их проверяют через автоматизированную информационную систему (АИС) РСА. После этого полис отправляют страхователю по электронной почте. Его нужно распечатать, а потом можно смело возить с собой. Сотрудников ГИБДД он должен устроить.
Многие больше доверяют бумаге и хотят получить ОСАГО на фирменном бланке страховой компании. Ждать этого можно долго, поэтому лучше все же оформить на сайте.
Но и тут незадача. В Севастополе электронные полисы делают «РЕСО» и «Гайда», а у последней закончился лимит. В офисе на площади Восставших говорят, что пока не могут оформлять полисы. Когда смогут, не знают.
«У нас с прошлой пятницы закончился лимит, — пояснили нам в офисе «Гайды». — По срокам сориентировать не можем, сами не знаем. Но как только полисы появятся, приезжайте диагностической картой, сделаем все быстро».
При попытке оформить полисы на сайтах других компаний поджидают другие проблемы.
Например, нужно ввести номер диагностической карты, который система высылает вам на телефон как СМС. Он состоит из цифр и букв неведомого алфавита, ввести которые можно только путем нескольких копипастов самому себе через почту или мессенджер. Получается примерно с десятой попытки. Или нужно ввести на сайте капчу с картинки, а там — зеленые буквы на зеленом фоне. Здесь тоже выживают только самые упрямые.
Все это похоже на массовый отсев клиентов — как в очереди к врачу в бесплатной поликлинике, где выданный на 15 часов талончик срабатывает лишь к 17:30, и то в лучшем случае. В результате занятый человек плюет и несет деньги в платную клинику, а системе только этого и надо. Или — как в нашем случае — соглашается на сомнительное предложение застраховать вместе с машиной дом и здоровье. Тогда почему-то проблемы с бланками и лимитами мгновенно рассасываются.
Техосмотр в России давно отменили, но теперь вместо него нужно делать диагностическую карту. С 1 января 2014 года она делается бесплатно. Это зелёная карточка, на котором есть номер талона из десяти цифр. Срок действия такой карты разный.
Если возраст машины более трех лет, то карта обязательна. Автомобили возрастом от 3 до 7 лет нужно проверять каждые два года. Если машине более семи лет, то карту нужно делать каждый год.
Вариант «за бесплатно» здесь невозможен. ГИБДД никакого отношения к диагностической карте не имеет. Нужно обращаться к частникам, которые сделают карту быстро и дорого или медленно и дешево.
По Севастополю разброс цен впечатляет. Оформление карты стоит от 510 до 1500 рублей. Дешево делается чуть дольше, машину действительно придирчиво осматривают, могут даже отправить устранить серьезные недостатки. За 1500 рублей не нужно даже появляться. Все оформят без вас максимально быстро. Причем сделать это можно даже в интернете на нескольких сайтах за 700-1200 рублей. Карту вносят в базу, оформляют за 10 минут, ехать, конечно, никуда не нужно.
После того как карта готова, можно отправляться к страховщикам. Но лучше этого не делать.
В этом году в Крыму и Севастополе перестали работать две популярные страховые компании — «Росгострах» и «Московия». Застраховать машину теперь можно в «РЕСО» и «Гайде». Но в последней нет ни бумажных бланков, ни электронных.
В «РЕСО» мою машину предложили застраховать с уже готовой картой за 3700 рублей. Это оказалось на 1000 больше, чем в «Гайде». Разницу в цене объяснили тем, что раньше полис и стоил 2700, а сейчас появились дополнительные сложности. Какие именно — не сказали. Наличие ненужных мне услуг в страховке отрицали.
Те же 3700 мне озвучили посредники на севастопольском интернет-форуме. Они предлагают страхование в «Ренесанс-страхование» как с техосмотром, так и без. От этого зависит итоговая стоимость — от 3700 до 4700. На вопрос, почему дороже, чем в прошлом году, ответили так: «По Крыму все подорожало, и бумажных полисов нет, мы только электронные делаем, там свои нюансы, еще распечатка нужна».
При этом в РСА отвечают однозначно — никакого подорожания нет и не было.
«Тарифы ОСАГО не менялись, коэффициент территории (КТ) ОСАГО для Крыма прежний — 0,6. Согласно законодательству, тарифы и значение коэффициентов ОСАГО устанавливает Банк России, стоимость полисов ОСАГО устанавливается страховой компанией в рамках тарифного коридора с применением нескольких коэффициентов», — сообщили в пресс-службе РСА.
Если оформить самостоятельно полис на сайте того же «РЕСО», то он также обойдется в 2700 рублей. Только придется потратить время на заполнение всех данных, оплатить полис с банковской карты. Потом распечатать и можно ездить в свое удовольствие.
«Мы всем клиентам советуем так делать страховки, — пояснила нам Елена, сотрудница одного из севастопольских банков, — К нам часто обращаются, просят помощь все оформить. Я отправляю всех в интернет. Да, это может занять целый день, так как сайты страховщиков «висят» по несколько часов. Но зато вы не будете переплачивать. Я сама так оформила себе страховку».
Получается, что завышенная стоимость полисов — это исключительно блажь страховщиков. И их никто за это не наказывает. В Федеральной антимонопольной службе не удалось быстро получить комментарий, нам сказали писать информационный запрос и ждать ответ. Но сути это не меняет.
ФАС и другие контролирующие структуры упорно делают вид, что ничего не происходит. Пока рядовые водители не могут разобраться, какой полис лучше, как делать карту, на них наживаются алчные агенты. Разница в 2500 рублей — это не шуточные деньги для Севастополя, где у многих зарплата по 15-20 тысяч в месяц.
Пока обезопасить себя могут только сами водители. Для этого нужно не лениться пользоваться поисковыми системами и форумами, и не тянуть до последнего, когда страховку нужно было оформить «еще вчера». Штраф за отсутствие ОСАГО сейчас составляет от 800 до 1500 рублей.